Вероятность военного вторжения России в Молдову крайне низка, считает глава молдавской неправительственной организации WatchDog, политолог Валериу Паша. В беседе с The Insider он также рассказал, что журналисты неверно интерпретировали слова премьер-министра Дорина Речана о якобы существующих планах Москвы по захвату аэропорта Кишинёва.
«Премьер-министр Молдовы не говорил о том, что есть какие-то риски захвата международного аэропорта Кишинёва в военном смысле. Его спросили об утверждении кого-то из украинских официальных лиц, и он сказал, что существуют разные сценарии, которые мы рассматриваем и работаем над тем, чтобы их предотвратить. <...> Это нормальная ситуация, когда разные риски рассматриваются — и это один из них. Это не значит, что к нам попала четкая информация о захвате аэропорта».
Молдавские СМИ писали, что президент Владимир Зеленский в интервью La Republica рассказал о планах Москвы захватить аэропорт Кишенёва для того, чтобы перебросить военных и технику на левый берег Днестра и таким образом открыть новый фронт в Украине.
«Такой серьезной угрозы нет, потому что у России нет технической возможности. Единственная теоретическая возможность — это воздушный десант или десант с высадкой на побережье Одесской области Украины с продвижением на территорию Молдовы. Ни тот, ни другой сценарий мне не кажется реализуемым. Если в России еще остались не умершие десантники, которым обязательно хочется погибнуть, то они могут попробовать, но вряд ли они долетят до Молдовы, потому что их собьют украинские ПВО. Даже если им удастся долететь, то вряд ли это будет критическая масса, способная захватить всю Молдову и удерживать ее».
«Худший сценарий — это если у России получится развить свое наступление на юге Украины, перебраться опять через Днепр и захватить Николаевскую и Одесскую области. Вот тогда мы сможем говорить о прямой военной угрозе Молдове. <...> Если говорить о военной логике, то, чтобы иметь возможность захватить Молдову, им надо сначала серьезно продвинуться в Украине. <...> Если они смогут продвинуться, они, скорее всего, захотят полностью изолировать Одессу, и тогда в военных целях они могут взять в расчет захват территории Молдовы, чтобы перекрыть пути поставок в Одессу. Но это мы говорим об очень маловероятных сценариях, учитывая ход войны».
21 февраля Владимир Путин отменил «майский указ» 2012 года «О мерах по реализации внешнеполитического курса РФ», в котором, помимо прочего, говорилось о «поиске путей решения приднестровской проблемы на основе уважения суверенитета, территориальной целостности и нейтрального статуса Республики Молдова». В Приднестровье присутствует российский военный контингент.
«Эта угроза довольно серьезная, но не критичная, потому что возможности этого контингента, как и приднестровской армии, сильно ограничены. Там отсутствует сколько-нибудь серьезная группировка военной техники, да и артиллерии. <...> Сценарий того, что присутствующая там группировка нападет на территорию Украины, рассматривался в начале агрессии. Если бы у российских войск получилось развить наступление в сторону границы Молдовы, скорее всего, это бы произошло, но на данном этапе ничего серьезного противопоставить военным силам Украины эта группировка Приднестровья не способна. Да и российское командование тоже вряд ли на это пойдет. Так что это, скорее, теоретические выкладки и больше плод фантазии российской пропаганды, которая усиленно это раскручивает для потребления на внутреннем рынке России».
«Думаю, Россия рассматривает Молдову как и остальные страны, которые получили независимость после распада Советского Союза как цели для захвата, эдакое восстановление империи. <...> Россия пытается захватить контроль над страной не военными методами, то есть путем гибридного вмешательства. Для этого они используют своих прокси-агентов в Молдове — политические партии, активистов и других агентов влияния. Вот тут мы уже видим четкую работу российских спецслужб со своими союзниками в Молдове, которые пытаются добиться смещения правительства путем создания сложной экономической ситуации, добиться досрочных выборов — вбросами информации и так далее».
Политолог Виктор Чобану, в свою очередь, рассказал The Insider, что план по захвату аэропорта Кишинёва рассматривается правительством Молдовы как один из возможных сценариев дестабилизации страны. Вместе с тем, Чобану также оценил вероятность вторжения России как невысокую.
«Сейчас угроза вторжения российской армии значительно меньше, чем в начале войны. С другой стороны, и Молдова сейчас значительно лучше подготовлена к подобному сценарию, чем тогда. Это не означает, что в случае наихудшего варианта развития событий молдавская армия, насчитывающая шесть тысяч человек, сможет долго противостоять оккупационной армии. Но это значит, что у оккупантов не будет легкой прогулки, их точно не будут встречать хлебом-солью».
«В этих условиях приднестровские военные формирования не представляют прямой военной угрозы ни для Молдовы, ни, тем более, для Украины. Собственно российский контингент там весьма невелик, основную массу составляют местные жители, у большинства из которых есть и российский, и молдавский паспорт, и я даже знаю, какой именно они предпочтут в случае приказа. Скорее это фактор дестабилизации по отношению к Кишинёву и сдерживающий фактор по отношению к Киеву, который вынужден держать в непосредственной близости часть своих вооруженных сил».