Все закупки для стратегического запаса России контролируют несколько семей из окружения Владимира Путина, утверждает «Проект». Издание опубликовало расследование, посвященное работе Росрезерва — федерального агентства, которое должно обеспечивать страну едой, топливом и всем необходимым в случае войны или стихийного бедствия.
Работа Росрезерва засекречена, но, как отмечает «Проект», о ее неэффективности можно судить по плохому снабжению армии во время военной кампании в Украине: мобилизованные и их родственники неоднократно жаловались на нехватку обмундирования и предметов первой необходимости. Повседневная деятельность агентства заключается в закупках для пополнения резерва, а также распродаже из запасников товаров, у которых заканчивается срок годности и которые можно купить по ценам, значительно ниже рыночных. И то, и другое по закону должно происходить через аукционы, но к ним допускают лишь участников, одобренных ФСБ, а результаты торгов засекречены.
Бизнесмены, работающие с Росрезервом, рассказали «Проекту», что доступ к торгам есть только у компаний, связанных с несколькими семьями, близкими к российскому президенту. Более мелкие игроки могут работать с агентством только при посредничестве кого-то из этого узкого круга. По данным «Проекта», в число избранных входят: семья Василия Шестакова, дзюдоиста и спарринг-партнера Путина; еще один спарринг-партнер — бизнесмен Аркадий Ротенберг; семья бывшего генпрокурора Юрия Чайки; семья секретаря Совбеза Николая Патрушева; окружение главы Ростеха и давнего друга российского президента Сергея Чемезова.
Разобрав несколько схем поставок для Росрезерва, «Проект» приходит к выводу, что перечисленные кланы не конкурируют друг с другом за доступ к ресурсам агентства, а напротив, сотрудничают: перепродают друг другу продукцию и берут кредиты в одних и тех же банках.
Руководят Росрезервом также люди из ближайшего окружения Путина: первым главой ведомства был Александр Григорьев, с которым Путин дружил с юности и вместе служил в КГБ. После смерти Григорьева в 2008 году его место занял Борис Евстратиков — еще один выходец из ленинградского КГБ (вскоре после назначения он погиб). Нынешнего руководителя, также любителя дзюдо Дмитрия Гогина, назначили при участии Ротенберга.
Расходы федерального бюджета на Росрезерв постоянно растут. В 2021 году агентству выделили 207,4 млрд рублей.