Минюст в очередной раз пополнил список «иноагентов» и внес в реестр экс-участника шоу «Что? Где? Когда?» Ровшана Аскерова, журналиста «Дождя» Михаила Фишмана, издание The Bell, экс-главу общественной палаты Республики Башкортостан (сейчас сотрудника медиа Михаила Ходорковского) Ростислава Мурзагулова, философа Рубена Апресяна, а также активистов архангельского экологического движения «42» Анастасию Кочневу, Ирину Уткину, Надежду Иниеву, Дмитрия Маковского, Евгения Балашова и Анастасию Фомину.
Издание The Bell незадолго до внесения в реестр «иноагентов» опубликовало расследование о том, что владельцами крупнейшего пророссийского военного Telegram-канала «Рыбарь» оказались бывшие сотрудники Минобороны Денис Щукин и Михаил Звинчук. Последний связан с Евгением Пригожиным. До этого «Рыбарь» с аудиторией больше 1 млн человек оставался единственным анонимным Telegram-каналом среди важных источников информации, на которые ссылаются западные СМИ и военные эксперты.
1 декабря на сайте Минюста РФ был опубликован единый реестр «иностранных агентов», который ввели вместо трех отдельных списков — для СМИ, физлиц и НКО. Новый реестр выложен в pdf-формате и в данный момент содержит 493 пункта.
При этом в списке есть люди и проекты, исключенные из реестров «иноагентов». В подобных случаях указана дата исключения. В списке также прописана дата признания «иностранным агентом» и основания для включения — ссылки на федеральные законы.
Помимо этого, в реестре есть даты рождения людей, включенных в список физлиц-«иноагентов». В случае с признанными «иноагентами» СМИ, медиа и правозащитными проектами в реестр внесены ссылки на сайты, соцсети и другие интернет-ресурсы. Также указаны учредители незарегистрированных общественных объединений.
С 1 декабря вступил в силу закон, который позволяет признавать «иноагентами» лица, у которых нет иностранного финансирования. Согласно этому документу, «иноагентами» могут быть признаны любые российские или иностранные организации или физические лица, если они получают иностранную поддержку или «находятся под иностранным влиянием», а также ведут политическую деятельность либо собирают сведения о военно-технической деятельности России, которые «можно использовать против безопасности страны». Также этот документ вводит в реестр тех, кто «аффилирован» с «иноагентами».