Российские автодилеры столкнулись с частичной монополизацией российского авторынка китайскими брендами, которые в условиях отсутствия достойной конкуренции навязывают свои условия и цены на продукцию, вынуждая некоторые компании работать в убыток. При этом российские дилеры не могут отказаться от условий, так как им просто не с кем работать. О проблемах отрасли пишут «Ведомости» со ссылкой на участников рынка.
Дилеры жалуются, что многие китайские бренды выходили на российский рынок и предоставляли свои автомобили в феврале по одним ценам, однако после весеннего обвала рубля автопроизводители их подняли, а после возвращения курса на уровне 60 рублей за доллар отказываются снова их снижать, апеллируя уже к логистическим сложностям и рыночным причинам. В результате таких действий многие российские компании вынуждены торговать на грани рентабельности бизнеса.
«Дилеры наоткрывали салонов под обещания низких цен, а получили китайские кроссоверы по 3 млн рублей. Например, Chery Tiggo 7 в феврале стоил 1,7 млн рублей, а в конце апреля приехал уже почти по 3 млн. Китайцы сильно подняли цены во время весенней девальвации рубля, но после возвращения курсов к докризисному уровню и ниже цены не изменились», — рассказал изданию председатель совета директоров «БН-моторс» Алексей Подщеколдин.
Еще один топ-менеджер крупной дилерской сети также говорит об убытках на фоне дефицита машин и высоких цен. По большому счету, у дилеров сейчас только два партнера — Lada и китайские компании, причем последние работают на суровых для дилеров условиях. Исключение, говорит он, — бренд Haval, который частично снизил цены на некоторые из своих моделей, чтобы они могли попасть под программы льготного автокредитования. Однако таких примеров ничтожно мало. Топ-менеджер утверждает, что среднее количество продаж автомобилей в дилерских центрах сейчас составляет всего 8 штук в месяц, за полгода — около 50. Такая динамика продаж оставляет дилерский бизнес на грани рентабельности.
При этом доля китайских машин на российском рынке растет на фоне общего снижения продаж. По итогам сентября 2022 года они занимали примерно 14,3% рынка при снижении продаж на 6%, до 72233 автомобилей. Топ-менеджер отмечает, что без конкуренции китайские компании навязывают свои условия сотрудничества, дилеры же вынуждены соглашаться ввиду отсутствия альтернатив. Более того, очереди на сотрудничество с китайскими компаниями колоссальные: около 1 тысячи компаний ждут возможности договориться с китайцами, на текущий момент подобные соглашения имеются у 827 дилеров. С учетом текущей динамики участники рынка ожидают, что ближайшие месяцы компании пройдут «очень непросто».
Китайские компании утверждают, что хотя и не снижали цены на товарный ряд после стабилизации валютных курсов, но создают условия для доступных и выгодных покупок с помощью системы скидок, — об этом, в частности, заявили представители Geely и Haval. Представитель Chery заявил, что компания делает все возможное, чтобы удовлетворить спрос.
«Что касается стоимости, то да, с одной стороны, изменился курс, а с другой — выросли логистические издержки и сам рынок диктует такие цены. Для управления конечной суммой в чеке потребителя у нас есть ряд маркетинговых программ, по которым клиент может получить значительную выгоду. В ближайшее время не в интересах потребителя, чтобы мы меняли подход», — заявил представитель бренда.
Согласно данным «Автостата», по итогам октября доля российской Lada на рынке была в районе 40%, совокупная доля китайских брендов — в районе 30%. Лидеры среди китайцев — Chery и Haval с долями в 10% и 8% соответственно. Из других участников рынка пока держатся в топе Kia и Hyundai, однако это происходит только из-за больших складских запасов, которые в скором времени закончатся. Аналитики прогнозируют, что дальнейший исход иностранных брендов приведет к еще большей монополизации российского рынка со стороны китайских производителей: в настоящий момент они везут в Россию автомобили из сегмента кроссоверов и внедорожников, однако на рынке имеется спрос и на другие категории, в которых китайские бренды пока широко не представлены.
После начала войны России против Украины российский автопром оказался одним из главных пострадавших. Производство новых автомобилей рухнуло более чем на 90%, а большинство иностранных брендов и компаний покинуло российский рынок. С начала года в России закрылись 160 дилерских центра. Китайский автопром долгое время не торопился занимать опустевшие ниши, однако отсутствие серьезной конкуренции привело к постепенному захвату российского рынка.