Расследования
Репортажи
Аналитика
  • USD106.19
  • EUR112.02
  • OIL73.68
Поддержите нас English
  • 3068
Новости

«Если в Африке сделают запчасти из бивней слона, их тоже можно будет купить». Минтранс разрешит неоригинальные запчасти для самолетов

Российский Минтранс подготовил проект постановления правительства, который разрешает техобслуживание и ремонт иностранных самолетов с помощью неоригинальных запчастей, изготовленных «по процедурам стран, являющихся ведущими в мировом авиационном сообществе». Что это за страны, ведомство не уточняет.

Авиационный эксперт, попросивший об анонимности, в разговоре с The Insider заявил, что такая мера неизбежно снизит уровень безопасности полетов и является «запоздалым шагом» российских властей, которые пытаются «спасти остатки российской гражданской авиации». По его словам, завозить по этому документу и использовать в ремонте, вероятнее всего, можно будет «всё подряд — как соответствующее требованиям Росавиации».

Согласно документу, который опубликовал Минтранс, проект должен свести на нет последствия западных санкций, из-за которых Россия больше не может покупать за границей сертифицированные запчасти для самолетов. Ведомство указывает, что на запуск собственного производства нет времени (оно превышает срок эксплуатации многих комплектующих). Поэтому и предлагается разрешить ремонтировать самолеты неоригинальными запчастями.

В документе при этом говорится о неоригинальных запчастях, сделанных по определенным процедурам сертификации. Речь на бумаге идет о процедурах Part Manufacturer Approval (PMA), European Part Approval (EPA), Technical Standard Orders Authorization (TSOA).

Как пояснил The Insider эксперт, практика использования подобных комплектующих используется в мире уже давно: «Система сертификации неоригинальных запчастей была создана в США Федеральным управлением гражданской авиации (FAA) несколько десятков лет назад. Речь идет о PMA. По аналогии ее уже давно внедрили во многих странах, в том числе в Китае».

«То есть тот же Китай для Airbus и Boeing сам разработал и уже много лет производит основные расходные материалы, например, тормозные диски и шины. В России же авиационные власти только в марте вынужденно задумались о внедрении подобной системы и начали разрабатывать правила. Однако фактически они сейчас, скорее, хотят ставить иранские запчасти, а не пытаться дать возможность российским производителям делать эти запчасти. Это, безусловно, снизит уровень безопасности полетов в России».

В июле стало известно, что Россия планирует покупать у Ирана запчасти для самолетов. Страны решили подписать меморандум о сотрудничестве, по которому в РФ возможен экспорт комплектующих, произведенных в Иране. При этом сам Иран находится под санкциями (более мягкими в этой области), и авиадетали туда завозятся в том числе по параллельному импорту. По словам авиаэксперта, самолеты в Иране «почти самые старые в мире», «Аэрофлот» же «хвастается самым молодым парком самолетов — и теперь это большой минус. Говна и палок недостаточно для поддержания их летной годности».

«У Ирана своя система, которая основана на очень простом принципе. Если в рейтинге по безопасности полетов ICAO страна-поставщик стоит выше Ирана, то Тегеран покупает запчасти оттуда, не глядя. В России уже сделали ставку на Китай в части неоригинальных запчастей, в Иране эти запчасти в серой зоне: Китай в Иран «сбрасывал» далеко не самое качественное, и дорого. У Ирана из-за этого были и остаются проблемы с безопасностью полетов. Не исключаю, что аналогичная ситуация будет в России», — поясняет эксперт.

По его словам, документ, который разработал Минтранс, на практике может использоваться для того, чтобы покупать запчасти не только у Ирана или Китая, а у всех, кто готов что-то продать.

«Наши “доблестные” авиационные власти РФ будут всех подряд одобрять как соответствующих требованиям Росавиации, включая изготовителей из Африки. Такое уже было в рамках постановления правительства от 9 мая, где Росавиация и Минтранс разрешили (под личную ответственность премьера Михаила Мишустина) брать любые оригинальные запчасти с любыми документами летной годности, включая выданные “надежными” авиавластями Египта. Хотя до этого можно было только с документами от авиавластей США, Европы и Канады. По сути теперь то же самое сделали для неоригинальных запчастей. Если в Африке будут делать запчасти из бивней слона, то их тоже можно будет покупать по этим правилам. Безопасность полетов приносят в жертву.
Еще в прошлом году Россия установила мировой антирекорд по числу авиационных катастроф. Такая запоздалая политика руководства говорит о том, что они сами до конца не понимают, как и что делать, чтобы спасти остатки российской гражданской авиации. Это следствие того, что почти все последние 15 лет авиавласти РФ не отвечали за безопасность полетов почти всех гражданских самолетов, которые были зарегистрированы за пределами России», — говорит эксперт.

В августе Reuters, ссылаясь на источники, сообщил, что российские авиакомпании, в том числе «Аэрофлот», начали разбирать самолеты. Всё для того, чтобы обеспечить их запчастями, которые из-за санкций в связи с войной в Украине больше нельзя покупать за границей. Большая часть российского авиапарка — это западные пассажирские самолеты.

В сентябре Международная организация гражданской авиации (ICAO), входящая в структуру ООН, поставила России «красный флажок» по результатам аудита безопасности полетов — из-за двойной регистрации лайнеров, находящихся в лизинге у российских авиакомпаний.

В октябре Россию не включили в совет ICAO. По словам эксперта, с которым поговорил The Insider, «никто не будет держать в совете государство, у которого настолько низкий уровень безопасности полетов и поддержания летной годности воздушных судов, что им дали красный флаг».

Подпишитесь на нашу рассылку

К сожалению, браузер, которым вы пользуйтесь, устарел и не позволяет корректно отображать сайт. Пожалуйста, установите любой из современных браузеров, например:

Google Chrome Firefox Safari