Расследования
Репортажи
Аналитика
  • USD92.13
  • EUR98.71
  • OIL89.14
Поддержите нас English
  • 4711
Новости

Нештатные бойцы, выявление диверсантов, штабы с губернаторами и силовиками. Что такое тероборона и как ее будут осуществлять?

Владимир Путин 19 октября подписал указ, объявляющий военное положение на оккупированных территориях Украины, которые Кремль называет «присоединенными». Также Путин поручил создать «специальный координационный совет» во главе с премьером Михаилом Мишустиным для организации работы по повышению безопасности, а мэру Москвы Сергею Собянину приказал подключиться к координации работы регионов над созданием штабов территориальной обороны. Так, в «ДНР», «ЛНР», Запорожской и Херсонской областях появится тероборона и соответствующие межведомственные штабы. При этом если в российских регионах, где сейчас объявлен «средний уровень реагирования» и уровни «базовой» и «повышенной» готовности, введут военное положение, там также сразу появится тероборона. The Insider изучил статью 22 Федерального закона «Об обороне», в которой говорится, как будут функционировать эти штабы и за что будут отвечать, а также нашел упоминание специального положения, утвержденного Путиным.

В статье ФЗ есть 10 пунктов о теробороне, большинство из них изменены или дополнены в 2017 и 2020 годах. Согласно данным пунктам, штабы теробороны создаются с момента введения военного положения в отдельных регионах или в частях регионов, а также в муниципальных образованиях. Руководят этими штабами губернаторы, также в них входят все силовые структуры. Некоторая информация конкретно в этой статье не указывается: например, кто будет входить в «формирования» теробороны и будут ли граждан принуждать к оборонительным мероприятиям.

Указ президента России от 01 июля 2014 года № 482 «Об утверждении Положения о территориальной обороне РФ» в открытом доступе на официальном интернет-портале правовой информации найти не удалось. Однако The Insider нашел упоминание этого указа в документе от 13 апреля 2021 года по итогам «круглого стола» Комитета Совфеда по обороне и безопасности, который прошел 30 марта того же года. Решение подписано председателем комитета, Виктором Бондаревым. В одном из пунктов он ссылается на этот самый указ Путина, в котором говорится, что к ведению теробороны привлекаются формирования Вооруженных сил России и других войск, а для выполнения отдельных мероприятий — силы и средства федеральных и региональных органов исполнительной власти, органов местного самоуправления и нештатные формирования организаций. Также в документе встречается и вышеупомянутая статья 22 ФЗ «Об обороне». Из решения Бондарева следует, что еще весной 2021 года в Совфеде говорили о теробороне и мобилизационных учениях:

«Отметить как имеющую важное значение для подготовки территориальной обороны практику проведения Главным управлением специальных программ президента России масштабных мобилизационных учений с руководителями органов исполнительной власти и главами муниципальных образований с обсуждением проблемных вопросов деятельности в области территориальной обороны».

Помимо этого, в решении по итогам «круглого стола» говорится, что в целях информационного обеспечения штабов теробороны были «созданы и опробованы» региональные центры управления (РЦУ).

В Украине, с которой Россия в 2022 году начала войну, существуют Силы территориальной обороны (ТРО) ВСУ, руководство которыми осуществляет главнокомандующий Вооруженными силами. Бригады сил теробороны формируют на основе военного резерва, также в них можно вступить добровольно, для этого не требуется опыт срочной службы. Будут ли в России созданы бригады по аналогии с украинскими, неясно.

Как определяют тероборону в России?

Согласно статье 22 ФЗ «Об обороне», это осуществляемые в период военного положения мероприятия:

  • по охране и обороне военных, важных государственных и специальных объектов;
  • объектов, обеспечивающих жизнедеятельность населения, функционирование транспорта, коммуникаций и связи, объектов энергетики;
  • объектов, представляющих повышенную опасность для жизни и здоровья людей и для окружающей природной среды;
  • мероприятия по борьбе с диверсионно-разведывательными формированиями иностранных государств и незаконными вооруженными формированиями;
  • по выявлению, предупреждению, пресечению, минимизации и (или) ликвидации последствий их диверсионной, разведывательной и террористической деятельности в целях создания благоприятных условий для функционирования указанных объектов и применения Вооруженных сил Российской Федерации, других войск, воинских формирований, органов и создаваемых на военное время специальных формирований.

Где и как ведется тероборона?

Все мероприятия проводятся на территории России или в отдельных регионах, где введено военное положение. Во всех регионах, или на части территории регионов, в муниципальных образованиях с даты начала действия военного положения создаются «межведомственные координирующие органы» (штабы территориальной обороны). Порядок создания определяет президент.

Деятельность всех штабов регулируется федеральными законами или «иными нормативными правовыми актами», а также нормативными правовыми актами регионов и муниципальными правовыми актами, принятыми в целях исполнения ФЗ в области обороны. Руководителями штабов являются высшие должностные лица в субъектах (губернаторы), должностные лица местного самоуправления, возглавляющие местную администрацию, которые несут персональную ответственность за исполнение обязанностей.

Задачи штабов теробороны

  • согласовывать действия органов, формирований и организаций, выполняющих мероприятия по теробороне;
  • согласовывать мероприятия по теробороне с обеспечением режима военного положения, мобилизационными мероприятиями, мероприятиями по гражданской обороне и мероприятиями по противодействию терроризму.

Основные полномочия

  • разработка проектов нормативных правовых актов в регионе, проектов муниципальных правовых актов муниципального образования по вопросам выполнения мероприятий по теробороне;
  • обеспечение выполнения мероприятий по теробороне;
  • контроль состояния сил и средств, создаваемых для выполнения мероприятий по теробороне органами исполнительной власти;
  • другие полномочия в области территориальной обороны, предусмотренные нормативными правовыми актами РФ;
  • в пределах полномочий штабы несут ответственность за состояние сил и средств, создаваемых для выполнения мероприятий по теробороне и осуществляют руководство указанными силами и средствами.

Подпишитесь на нашу рассылку

К сожалению, браузер, которым вы пользуйтесь, устарел и не позволяет корректно отображать сайт. Пожалуйста, установите любой из современных браузеров, например:

Google Chrome Firefox Safari