Басманный районный суд Москвы заключил под стражу политика и журналиста Владимира Кара-Мурзу, сообщает «ОВД-Инфо». В отношении него было возбуждено уголовное дело по статье о «фейках» про российскую армию по мотивам политической ненависти (п. «д», ч. 2, ст. 207.3 УК РФ). Ему грозит наказание в виде 10 лет лишения свободы.
Оппозиционеру вменили в вину выступление на английском языке в Палате представителей от штата Аризона 15 марта 2022 года, рассказал его адвокат Вадим Прохоров. Запись речи Кара-Мурзы была выложена на YouTube. Следователь делал выводы на основании перевода с английского на русский. Однако в деле нет информации о квалификации переводчика, сказала адвокат Кара-Мурзы Ольга Михайлова. Также в видеозаписи, опубликованной в интернете, Кара-Мурза вообще не говорит о российской армии, пишет Sota.
Сам Кара-Мурза назвал обвинение «набором слов», отметив, что не понимает его смысл и с ним категорически не согласен. По мнению политика, он реализовывал свое право на свободу слова, гарантированное Конституцией и Европейской конвенцией.
Следователи потребовали отправить Владимира Кара-Мурзу под стражу до 12 июня. При этом они не смогли сформулировать, что именно совершил Кара-Мурза в качестве «дискредитации армии». Но речь, по их словам, идет о некоем «тяжком преступлении». Основанием для ареста следователи назвали возможность отъезда политика из страны и наличие у него британского гражданства.
Экспертом в деле Кара-Мурзы при анализе видео выступил 22-летний Олег Михеев. Он же делал экспертизы по другим политическим делам, в которых фигурировала запрещенная символика: Дарьи Серенко (символика «Умного голосования»), Марии Алехиной (индийская свастика), нацбола Александра Рыбкина (руна Альгиз), крымского татарина Мустафы Сейдалиеваа (арабская вязь, якобы относящаяся к «Хизб ут-Тахрир»).
Михеев является и автором «экспертизы», положенной в основу блокировки сайта «ОВД-Инфо» и выявившей намерение авторов проекта убеждать «в необходимости участвовать в несогласованных акциях протеста».
Защита Кара-Мурзы предлагала альтернативы аресту: залог 5 млн рублей, домашний арест по месту регистрации или запрет определенных действий. «На основе документов, предоставленных суду, нет никаких доказательств того, что Кара-Мурза скроется за границу, что вообще был состав преступления», - говорили адвокаты. Они также отмечали, что у политика есть несовершеннолетние дети.
За Кара-Мурзу поручился ряд депутатов Мосгордумы: Михаил Тимонов, Владимир Рыжков и Максим Круглов. Мать Владимира Кара-Мурзы просила в суде, чтобы он отбывал домашний арест у нее.
После ареста журналиста адвокат Вадим Прохоров отметил, что Кара-Мурза - единственный из членов Антивоенного комитета, кто находится в России. В этот комитет, созданный для противодействия военной агрессии в Украине, вошли 19 российских общественных деятелей и ученых, включая экономистов Сергея Алексашенко и Сергея Гуриева, политика Дмитрия Гудкова, бизнесменов Михаила Ходорковского и Бориса Зимина, писателя Виктора Шендеровича, соратницу Навального Любовь Соболь.
12 апреля Кара-Мурзу арестовали на 15 суток по обвинению в «неповиновении полиции» (19.3 КоАП). В протоколе сказано, что «гражданин при виде сотрудников полиции повел себя неадекватно, изменив траекторию движения, ускорил шаг и на требование остановиться попытался скрыться».
Ранее The Insider провел расследование и выяснил, что сотрудники ФСБ два раза пытались отравить журналиста. Как и в случаях других отравлений, сотрудники из «лаборатории» действовали вместе со Второй службой ФСБ (Служба по защите конституционного строя и борьбе с терроризмом).
Дело Кара-Мурзы глава ФСБ Бортников обсуждал с главой ФБР во время визита в Вашингтон. После этой встречи ФБР, несмотря на решение суда, отказалось публиковать результаты анализов крови Кара-Мурзы. В России нет не только уголовного дела, но даже решения об отказе в возбуждении.
Сам Кара-Мурза уверен в том, что его отравили за оппозиционную деятельность. Он выступал за введение Западом санкций против российских чиновников в связи с коррупцией, аннексией Крыма и убийством лидера оппозиции Бориса Немцова.