Начальник управления поддержания летной годности Росавиации Валерий Кудинов был уволен, после того как рассказал журналистам о процессе перевода российских самолетов в госреестр и отказе Китая поставлять авиазапчасти в РФ. Это кадровое решение может снизить доверие пассажиров к безопасности полетов, считают опрошенные «Коммерсантом» источники в авиационной отрасли.
Заявление Кудинова о последствиях санкций, вызвавшее недовольство руководства Росавиации, было сделано на отраслевой конференции по техобслуживанию MRO Russian & CIS 10 марта. По словам чиновника, из-за ограничений, наложенных США и ЕС, российские авиакомпании столкнутся с большими сложностями при техобслуживании самолетов западного дизайна. Кудинов также рассказал, что перерегистрация самолетов в реестре РФ позволит выполнять рейсы, несмотря на отзыв сертификатов летной годности от авиавластей Бермудских островов и Ирландии. По его словам, с конца февраля перевозчики перевели из иностранных реестров в государственный около 180 самолетов.
Росавиация сразу опровергла слова своего сотрудника, не сообщив, в чем именно они были неверны.
Уже вечером 10 марта источники «Коммерсанта» в Минтрансе и авиотрасли рассказали об увольнении Кудинова. А 14 марта он подтвердил, что лишился должности, причем контракт с ним расторгли по статье о разглашении сведений в соответствии с федеральным законом «О госслужбе».
«Любая информация будет гостайной, и ни одного комментария вы (СМИ) от меня и других коллег больше официально не получите», — описал один из собеседников газеты последствия «демонстративных карательных мер», к которым он относит увольнение Кудинова.
12 марта о приостановке сертификатов летной годности воздушных судов российских компаний объявили власти Бермудских островов. Решение было связано с западными санкциями против авиационного сектора России. После запрета ЕС на поставку запчастей и оборудования российским авиакомпаниям, а также на техобслуживание их самолетов бермудские власти заявили, что не смогут подтвердить, что российские самолеты «пригодны для полетов».
14 марта Авиационное управление Ирландии также заявило об отзыве сертификатов летной годности у российских авиакомпаний, в парке которых есть самолеты, зарегистрированные в Ирландии. По данным Росавиации, на 25 февраля у российских авиакомпаний было 37 таких самолетов, которые эксплуатировали перевозчики «Россия», «Алроса» и IFly, пишет AEX.ru.
В тот же день Европейское агентство по безопасности полетов (авиарегулятор Евросоюза — European Union Aviation Safety Agency) лишило российские авиакомпании сертификатов на полеты в небе стран ЕС. В приводимом регулятором списке, в частности, значатся «Аэрофлот», S7, «Волга-Днепр», «Газпром-Авиа», «Уральские авиалинии» и другие компании.«Россия», Utair, «Победа», Red Wings, IFly, Nord Wind, «Якутия», «Ямал», «Алроса», «Авиастар-ТУ», ОАО «Государственная компания 224 летный авиаотряд», корпорация «Иркут», компании «Туполев» и «Бериев», а также учебные центры, сервисные компании и авиация МЧС.