Центр по исследованию коррупции и организованной преступности (OCCRP) опубликовал 20 февраля первую часть расследовательского проекта «Секреты Credit Suisse». В рамках него анализируют данные утечки о банковских счетах одного из крупнейших швейцарских банков Credit Suisse. Журналисты из 48 СМИ выяснили, что банк открывал счета для замешанных в коррупции политиков и сотрудников спецслужб.
Один из счетов в Credit Suisse был открыт в 1998 году для жены Касым-Жомарта Токаева, который в настоящее время является президентом Казахстана, и их сына Тимура. На тот момент ему было всего 14 лет, и он учился в одной из самых дорогих школ в Женеве. Максимальный баланс счета составлял 1,5 млн швейцарских франков (около $1 млн) в 2005 году.
В 2012 году, после закрытия швейцарского счета, Токаевы открыли офшорные компании на Британских Виргинских Островах, у которых были корпоративные счета в швейцарских банках. Однако эти компании не вели реальной деятельности и, предположительно, были созданы для владения через них британской компанией Edelweiss Resources LLP. Бывшая жена и сын Токаева контролировали ее в какой-то период в 2014 году. Корпоративные документы показывают, что в 2014-м у компании были активы примерно на $5 млн.
В те годы Токаев занимал ряд высоких государственных должностей, в том числе министра иностранных дел, премьер-министра и председателя Сената. Ни у него, ни у жены не было бизнеса. Правда, их сын Тимур в 18 лет стал соучредителем нефтяной компании.
Махинации, в которых замешана семья чиновника Азербайджана
В конце 2007 года сыновья главы азербайджанской Нахичеванской автономии Васифа Талыбова получили на свои банковские счета в Credit Suisse два перевода: 19-летний Сеймур — $40 тысяч, а 25-летний Рза — $95 тысяч. Как следует из утечки, в качестве назначения платежей значилось «за ткани», хотя счета не принадлежали компаниям, а ни один из братьев не имел отношения к текстильному бизнесу.
Затем Сеймур и Рза стали получать переводы на большие суммы, вплоть до $500 тысяч за раз. Назначения платежей снова отсылали к торговле: «за металл», «за металлические детали», «за электрооборудование». Однако суммы переводов всегда были круглые, что редко бывает в торговле. К концу 2012 года братья Талыбовы получили на двоих больше $20 млн.
Рза, Сеймур и их сестра Бахарханым купили с десяток объектов недвижимости в Дубае, в том числе виллу, апарт-отель и множество квартир. Стоимость их недвижимости оценивается в $63 млн.
При этом официальная зарплата Васифа Талыбова — менее $26 тысяч в год. А его сыновья не могли заработать больше, так как Рза — чиновник миграционной службы, а Сеймур — депутат местного парламента.
Коррупция в спецслужбах
Клиентами банка были 15 экс-руководителей разведки со всего мира и члены их семей. Среди них оказался бизнесмен и бывший глава Службы безопасности Украины Валерий Хорошковский. На одном из его счетов, обозначенном как корпоративный, в сентябре 2006 года лежал миллиард швейцарских франков. Это самый большой баланс счета среди всех клиентов банка, связанных с разведкой, которых удалось идентифицировать журналистам.
В декабре 2006 года Хорошковский ушел с поста гендиректора российской металлургической компании Evraz и занял пост первого заместителя секретаря Совета национальной безопасности и обороны. При этом швейцарский счет продолжал существовать еще два года. Хорошковский в разговоре с журналистами отрицал, что в этот период у него был счет в банке.
Также в утечке есть счета, принадлежащие лицам, связанным со спецслужбами Узбекистана. Несколько правозащитных организаций обвиняли их в пытках, похищениях людей и незаконных задержаниях.
Счета в Credit Suisse были у сербского наркобарона Родолюба Радуловича по прозвищу «Миша Банан», 20 граждан Венесуэлы, участвовавших в коррупционных схемах в государственной нефтяной компании PDVSA. Также клиентами банка был бизнесмен из Зимбабве Билли Раутенбах, который в 2008 году попал под санкции США за поддержку крупных горнодобывающих проектов, на которых обогащались чиновники-коррупционеры.
Бывшие и действующие сотрудники швейцарского банка рассказали, что действовать в интересах коррупционеров их вынуждали корпоративные правила: бонусы работников банка зависели от того, сколько денег они привлекают в банк. «Если вы закроете подозрительный счет, особенно крупный, превышающий $20 млн, банкир окажется в глубокой яме. Глубокая яма, из которой почти невозможно выбраться», — рассказал один из собеседников OCCRP.
Кроме того, по их словам, счета с большим капиталом почти не проверяли по стандартным нормативам банка, в отличие от счетов на уровне около $1 млн. У по-настоящему крупных счетов был такой уровень секретности, что лишь несколько руководителей высшего звена могли знать, кому они принадлежат.
Данные, которые использовали сотрудники OCCRP в своем расследовании, были получены газетой Süddeutsche Zeitung от анонимного источника. Всего над проектом «Секреты Credit Suisse» работали более 160 журналистов.