Полиция Екатеринбурга специально просматривает социальные сети оппозиционно настроенных горожан и составляет протоколы за фотографии без масок в общественных местах. Об этом сообщает медиа-проект «Вот Так».
Сотрудники полиции возбудили ряд административных дел сразу против четверых активистов, просто взяв их фотографии без масок из социальных сетей.
Издание отмечает, что с точки зрения правоохранительных органов, «общественное место» включает отдел полиции, куда человека привезли принудительно. Такой случай произошел с правозащитником Сергеем Зыковым. Его доставили в отдел полиции после пикета по подозрению в краже его собственного велосипеда. Вместе с товарищами он сфотографировался в вестибюле, несколько фото были опубликованы в фейсбуке. Теперь на тех, кто сфотографировался без маски, составляют протоколы об административном правонарушении.
При этом полиция организовала доставление предполагаемых правонарушителей в полицию для составления протокола, хотя закон предусматривает вызов с помощью повестки и наложение штрафа в отсутствие человека а в случае неявки. Участие в заседании суда также необязательно, поскольку суд может назначить наказание заочно.
Так, братьев Данила и Марата Гиндуллиных задержали 26 января в Чкаловском районном суде сразу после рассмотрения дела о нарушении Данилом проведения акции. После оглашения решения суда их доставили в отдел полиции для составления протоколов за фотографии без масок, размещенные в интернете двумя неделями ранее.
В отделе полиции Данил Гиндуллин один раз снял маску на несколько секунд ради фотографии, и на него был составлен новый протокол. Его брат, видеоблогер Марат Гиндуллин, снимал маску и в суде, и в полиции — он болен астмой, и ему затруднительно находится в маске постоянно. Поэтому Марату Гиндуллину грозит два штрафа — за каждый эпизод. Гиндуллин опасается, что его и дальше будут наказывать по этой статье, поскольку постоянно носить маску он все равно не может.
По мнению юриста и активиста Антона Эпингера, которого цитирует «Вот Так», в данном случае «нормы административного права используются для блокирования вполне легальной гражданской активности». Он предположил, что в дальнейшем для целенаправленного привлечения гражданских активистов к ответственности даже за самые незначительные нарушения будет масштабно применяться система распознавания лиц.