В Нижнем Новгороде к родителям юриста «Комитета против пыток» Абубакара Янгулбаева пришли чеченские силовики. Они напали на бывшего федерального судью Сайди Янгулбаева и его супругу. Силовики показали адвокату Янгулбаева постановление о приводе бывшего судьи и его супруги в Чечню в качестве свидетелей, пишет «Комитет против пыток». По его данным, силовики избили супругов, а также ударили по лицу адвоката. Зарему Мусаеву, жену Сайди Янгулбаева, вывели из квартиры 7–8 силовиков. Она потеряла сознание на лестнице. Мусаева страдает диабетом и, возможно, больна коронавирусом.
Похитить Сайди Янгулбаева силовики не смогли, поскольку он имеет неприкосновенность как бывший судья, пишет 1ADAT. По данным канала, силовики избили дочь Янгулбаевых.
Одним из тех, кто пришел в квартиру Янгулбаевых, был майор полиции из управления уголовного розыска МВД Чечни Адам Мадигов.
Перед тем, как силовики проникли в квартиру, Сайди Янгулбаев позвонил за помощью в региональное управление ФСБ, представившись судьей. Однако дежурный ФСБ ему не поверил, сообщает «Новая газета». Правда, дежурный все-таки вызвал полицию. Приехавшие по вызову сотрудники МВД выяснили личности находившихся в подъезде дома Янгулбаевых людей и сказали, что в происходящем должно разбираться их руководство. После этого полицейские уехали.
Как отметили в «Комитете против пыток», в постановлении, которое предъявили Янгулбаеву силовики, было указано, что привод свидетелей назначен на 24 января. Поэтому действия чеченских полицейских незаконны.
Юрист «Комитета против пыток» Сергей Бабинец и адвокат Наталья Добронравова поехали в прокуратуру области, чтобы потребовать срочных мер прокурорского реагирования на невыезд сотрудников полиции. Дежурного прокурора не было на месте, и заявление у них никто принимать не стал. Полиция снова приехала на место происшествия лишь через 3 часа после вызова.
Во время похищения Заремы Мусаевой в полицию звонила сотрудница «Комитета против пыток» Людмила Кухнина. В итоге сотрудники МВД приехали не на место похищения, а к самой заявительнице и забрали ее в отдел полиции Сормовского района для дачи объяснений.
Незадолго до Нового года у Абубакара Янгулбаева в квартире в Пятигорске прошел обыск, после чего его допросили сотрудники полиции. А 25 декабря он сообщил о похищении 37 своих родственников в Чечне. Позже их отпустили, но на 19 января как минимум два человека все еще оставались похищенными.
«Задержания проходили ночью, с применением насилия, некоторых били, не давали одеваться, надевали пакеты на голову. Все, как во время депортации в 1944 году. Просто перед Новым годом всех похитили и держали не на свободе», — рассказывал Янгулбаев.
В течение трех дней о похищениях родственников в Чечне рассказали, помимо Янгулбаева, еще пять человек. 22 декабря об исчезновении родных сообщил чеченский блогер Тумсо Абдурахманов. На следующий день с аналогичным заявлением выступил блогер Минкаил Мализаев. Он рассказал, что его близких похитили и пытали. Самому Мализаеву прислали фотографии его матери и жены в обнаженном виде. Расследователь Христо Грозев обнаружил, что телефонный номер, с которого было отправлено одно из сообщений с угрозами, принадлежит 28-летнему офицеру российского спецназа СОБР, который в Чечне подчиняется лично Кадырову.
Также были похищены родственники Мансура Садулаева, учредителя правозащитной ассоциации «Вайфонд», которая помогает чеченским беженцам в Европе.
24 декабря о похищении родственников чеченскими силовиками заявил активист и директор правозащитной организации Human Rights Center Ichkeria Аслан Арцуев. По словам Арцуева, силовики приехали к его двоюродным братьям Хизиру Абдулмуслимову и Селиму Аслаханову, дяде Султану Арцуеву и троюродному брату Мусе Арцуеву. Их задержали вечером 22 декабря в селах Катар-Юрт и Ачхой-Мартан. Активист ранее уехал из Чечни в Германию. Он считает, что его близких задержали из‑за того, что он критиковал Рамзана Кадырова и Владимира Путина.