В крупных военных частях, расположенных в Юрге в Кемеровской области, военнослужащих обложили данью уголовники, тесно связанные с командованием частей и силовиками. Об этом сообщили в Комитете солдатских матерей.
В окрестностях Юрги расположены три войсковые бригады. В них служит большое число контрактников, с которых собирают поборы представители местного криминалитета. Как сообщает Ura.ru, стали известны лишь несколько подобных случаев, хотя проблема носит массовый характер.
Так, в ноябре прошлого года к одному из военнослужащих части № 59361 обратился его коллега-прапорщик и попросил одолжить ему 28 тысяч рублей. Военный согласился помочь сослуживцу, при этом его коллега попросил перевести деньги не ему самому, а некоему Михаилу. Как выяснило издание, настоящее имя мужчины — Мударис Тартыков. Он позвонил военному и передал номер карты, на который нужно перевести деньги. Чуть позже он вновь позвонил военнослужащему и начал откровенно вымогать деньги, угрожая некими «блатными» из Кемерова. Также он запугивал своими связями в правоохранительных органах Юрги, в командовании части и ФСБ. После того, как мужчина перевел вымогателю деньги, он стал требовать регулярных выплат в течение нескольких месяцев.
«Такая же история недавно была под Хабаровском», — рассказала The Insider ответственный секретарь Союза Комитетов Солдатских Матерей России Валентина Мельникова. «Такие истории начинались где-то в середине 2000-х именно в бригадах под Хабаровском. Там приезжали на джипах кавказские бандиты, обирали всех, и никто не хотел в это вмешиваться. Территориальные говорили: «Это воинская часть», прокуратура и начальники говорили: «Это гражданские лица». Пока один доблестный генерал милиции, депутат Госдумы, не пошел к министру внутренних дел и не объяснил ему происходящее, все это не прекращалось. Потом всех повязали и осудили, ситуация как-то урегулировалась, и массовые жалобы прекратились. Сейчас это все снова возвращается. Ни командование частей, ни военные прокуроры, никто пальцем о палец не ударяет, и это очень печально. Я хотела позвонить в военную прокуратуру, но увидела, что она расположена прямо в Юрге и должна быть, конечно, в курсе. Согласно функциям военной полиции, они также должны защищать законные права военнослужащих, ну так пусть защищают», — говорит Мельникова.
Как выяснило Ura.ru, этот случай в Юрге был не единичным — Тартыкову платили дань и другие военнослужащие, среди которых были и офицеры. Кроме того, у бандитов был особый список контрактников, которые уезжали в командировки в Сирию, где неплохо зарабатывали. По возвращении из поездок они были вынуждены выплачивать Тартыкову крупные суммы. Другой военнослужащий гарнизона стал жертвой вымогателей также по наводке одного из сослуживцев. По его словам, осенью 2020 года его вместе с сослуживцем пригласил в гости другой их коллега. Когда они пришли в квартиру, там уже сидели несколько молодых людей. Чуть позже к ним присоединился некий Клюев, который сразу же начал предъявлять претензии к одному из молодых людей, требуя с него более 100 тысяч рублей. После этого Клюев стал угрожать и двум пришедшим контрактникам, запугивая их физической расправой и уголовным преследованием. У них отобрали сотовые телефоны и заперли в квартире на сутки. После того, как военные перевели деньги, Клюев и его друзья много раз вымогали у них деньги под разными предлогами, а однажды и вовсе вломились к ним в квартиру.
«История в Юрге — отвратительная. Это значит, что никто не выполняет своих служебных обязанностей, ни одна структура, которая призвана этим заниматься — ни командование, ни замполиты, ни военная полиция, ни военная прокуратура, ни местная полиция», — говорит Мельникова. «Все сидят и все чего-то ждут. Я не верю, что все эти люди и все эти ведомства боятся одного хмыря. С точки зрения воинского устава и функции командиров подразделений, их всех надо судить за халатность. У тебя в части грабят людей — свои ли это внутри, что было до сих пор чаще, или это кто-то снаружи — ты ничего не делаешь, а раз не делаешь должен быть выгнан с волчьим билетом. Эта ситуация означает, что контроль совсем утерян, а командование воинских частей даже не интересует, что у них происходит с людьми. Это уже полное растление», — уверена Мельникова.
Как отмечает Ura.ru, Мударис Тартыков — очень известная личность в Юрге. Он является уроженцем близлежащей деревни Зимник, его знают под кличками «Мандарин» или Миха-медведь. По городу он беспрепятственно ездит на тонированном автомобиле без номеров. Собеседники издания утверждают, что он занимается поборами с военнослужащих как минимум с 2017 года. У Тартыкова якобы есть список из почти сотни военных, которые регулярно платят ему дань, которая исчисляется сотнями тысяч рублей в месяц.
Когда истории новых поборов получили огласку, на Тартыкова и его подельников было возбуждено уголовное дело. При обыски у них изъяли чужие банковские карты, долговые расписки и наркотики, в феврале 2021 года банду отправили в СИЗО. Однако в декабре тонированный автомобиль без номеров, за рулем которого сидел Тартыков, вновь стал разъезжать по улицам Юрги, несколько раз он был замечен на территории военной части.
Как указывают правозащитники, это свидетельствует о том у Мудариса Тартыкова действительно есть серьезные связи в силовых структурах Кемеровской области. По словам пострадавших военных, Тартыков также связан с командованием части и даже помогал кому-то из командиров в поиске угнанной машины.
Позиция официальных органов власти по происходящему в Юрге и вокруг военного городка отсутствует. Местная полиция отправляет журналистов в кемеровский главк СК, а оттуда вопросы переадресуют в центральный отдел СКР в Москву. В пресс-службе Центрального военного округа заявили, что информация СМИ «частично соответствует событиям 2020 года», по ним «была проведена проверка и приняты соответствующие процессуальные решения».