Расследования
Репортажи
Аналитика
  • USD92.26
  • EUR99.71
  • OIL87.19
Поддержите нас English
  • 1453
Новости

Офис президента Украины после провала операции по задержанию «вагнеровцев» угрожал разведчикам уголовным делом, рассказал один из них

Бывший разведчик из Главного управления разведки (ГУР) Украины Роман Червинский заявил, что сотрудникам ведомства, причастным к спецоперации по задержанию «вагнеровцев», угрожали из Офиса президента уголовным преследованием. Об этом Червинский рассказал в эфире ток-шоу «Свобода слова с Савиком Шустером» на телеканале «Украина».

«Сначала были угрозы увольнениями, уголовными производствами, которые передавались якобы из Офиса президента. После совещания в Офисе президента нам передавались такие «посылы» - «вы будете привлечены к ответственности, вы должны молчать», - рассказал бывший разведчик.

По словам Червинского, разведчикам предлагали сказать, что операции не было. «Вообще пытались убедить нас, меня лично - того человека, который провел не менее 10 операций - что это была российская операция. Мне было смешно, и поэтому я не хотел с ними об этом говорить», - цитирует бывшего разведчика «Украинская правда».

Тогда, отметил Червинский, «начались угрозы». Разведчикам было сказано, что их паспорта будут «аннулированы», и они станут фигурантами уголовного дела. По словам Червинского, после публикации документов о спецоперации на странице журналистки Янины Соколовой в Facebook из ГУР уволили почти всех разведчиков, причастных к разработке задержания «вагнеровцев».

Червинский также считает, что материалы о проведении спецоперации были уничтожены и подделаны с целью скрыть государственное предательство среди высшего руководства государства.

Ранее The Insider и Bellingcat опубликовали расследование о том, как готовилась и была провалена спецоперация по задержанию «вагнеровцев» в 2020 году. Украинским спецслужбам удалось под видом найма охранников на объект «Роснефти» в Венесуэле вывезти из России несколько десятков самых разыскиваемых боевиков из ЧВК Вагнера, причастных к военным преступлениям на территории Украины. Боевики должны были сесть в Минске в самолет Turkish Airlines, который бы совершил экстренную посадку в Киеве, но в последний момент операция неожиданно была «отложена» украинским руководством, боевики застряли в Минске и вскоре были арестованы местным КГБ.

За день до выезда «вагнеровцев» в Минск, 23 июля 2020 года, два руководителя спецслужб, отвечавших за операцию, начальник ГУР Василий Бурба и замглавы СБУ Руслан Баранецкий, прибыли в Офис президента, чтобы представить финальный доклад о предстоящей спецоперации. Поскольку в тот момент президент Зеленский был занят, их перенаправили на встречу с руководителем его офиса Андреем Ермаком.

По словам источников The Insider, Василий Бурба сразу после встречи позвонил руководителям проекта из команды ГУР и объяснил, что Офис президента просит отложить операцию на неделю. К тому моменту президент Зеленский только что достиг соглашения с Россией о прекращении огня на Донбассе, о чем он объявил в тот же день, 23 июля, на совместной пресс-конференции с президентом Швейцарии. Прекращение огня, которое все еще требовало одобрения Нормандской четверки, вступало в силу 27 июля 2020 года. Формальным предлогом переноса спецоперации якобы было то, что если она будет проведена, как изначально намечено, 25 июля, это сорвет перемирие. Иными словами, по этой логике арест «вагнеровцев» за два дня до даты вступления в силу существенно больше угрожал перемирию, чем их арест через три дня после вступления в силу.

Разведчики заявили, что задержка на неделю невозможна и приведет либо к потере доверия со стороны «вагнеровцев», либо к появлению подозрений среди белорусских или российских спецслужб, либо и к тому и другому. В итоге «вагнеровцы» были арестованы в Минске сотрудниками КГБ, а потом выданы России.

Временная следственная комиссия в Верховной раде не смогла установить, кто причастен к провалу спецоперации. А 25 ноября 2021 года журналисты программы «Схемы» опубликовали данные о том, что разведчикам, руководившим спецоперацией, незаконно аннулировали их паспорта для выезда за границу.

Президент Владимир Зеленский детально прокомментировал операцию лишь через год после ее провала. На пресс-конференции в ноябре 2021 года он возложил ответственность за это на экс-начальника ГУР Минобороны Украины генерал-полковника Василия Бурбу, назвав его «аферистом». По утверждению президента, реализация первоначального плана операции могла привести к гибели мирных граждан и ухудшению отношений Украины с Турцией. Бурба же, по словам Зеленского, якобы утверждал, что гибель людей можно было бы «повесить на Россию».

В эфире ток-шоу Роман Червинский рассказал еще об одной спецоперации по поимке обвиняемого в военных преступлениях в Донбассе. Примечательно, что она тоже завершилась в интересах Москвы, а подозреваемый был передан российским властям. Речь идет о захвате боевика Владимира Цемаха, который является одним из ключевых свидетелей по делу об авиакатастрофе рейса MH17. Авиалайнер, по данным следствия, был сбит летом 2014 года ракетой, выпущенной из российского зенитного комплекса «Бук».

В 2019 году Цемаха схватили сотрудники спецслужб, проникшие на территорию, подконтрольную боевикам самопровозглашенной ДНР. Затем его вывезли в Киев под видом больного в инвалидном кресле. Следователи Нидерландов, которые расследуют крушение на Донбассе Boeing MH17, заявили о желании допросить Цемаха и требовали не отдавать его России. Однако 7 сентября 2019 года состоялся обмен пленными между Украиной и РФ. Среди переданных Москве лиц был и Цемах.

Глава Офиса президента Украины Андрей Ермак после этого заявил, что Цемах не был «суперважным». По словам чиновника, Украина также дала возможность голландским следственным органам провести все необходимые следственные действия с ним. Впрочем, уже в декабре 2019-го украинские власти объявили Цемаха в розыск.

Подпишитесь на нашу рассылку

К сожалению, браузер, которым вы пользуйтесь, устарел и не позволяет корректно отображать сайт. Пожалуйста, установите любой из современных браузеров, например:

Google Chrome Firefox Safari