Досье на журналистов «Важных историй» для признания «иноагентами» собирали минимум за полгода до внесения в список. А в материалах дела есть информация, которая должна охраняться банковской тайной. Она была получена министерством юстиции незаконно, полагают «Важные истории».
22 ноября у главного редактора «Важных историй» Романа Анина и журналисток Ирины Долининой и Алеси Мароховской состоялось предварительное судебное заседание по оспариванию статуса СМИ-«иноагента».
В качестве оснований для внесения журналисток в список «иноагентов» Минюст назвал число подписчиков на их личных страницах в соцсетях, а также сведения о поступлении денег из иностранных источников. Эта информация была передана Генпрокуратурой, которая ссылалась на данные Росфинмониторинга.
«Судя по количеству подписчиков в социальных сетях, которое указано в деле, материалы к признанию нас «иноагентами» собирали еще зимой, после митингов. То есть явно не летние доносы запустили процесс», — рассказала после заседания Ирина Долинина.
По словам Алеси Мароховской, финансовые сведения, которыми оперирует Минюст, охраняются банковской тайной. По закону силовые ведомства могут получить их в рамках уголовного дела или проверки, но таких оснований в деле нет.
«В материалах нет объяснения, почему вообще Генпрокуратура решила отслеживать наши транзакции, как если бы мы были террористами какими-то, - добавила Мароховская. - Объяснений нет. Об уголовном деле мы ничего не знаем. Выходит, что банковские сведения получены незаконно. И это прямое вмешательство в нашу личную жизнь».
В «Важных историях» отметили, что информацию о журналистах издания собирал подполковник из Центра по противодействию экстремизму.
Издание «Важные истории» было создано группой журналистов, которые неоднократно становились лауреатами престижных профессиональных премий и занимались антикоррупционными расследованиями. В августе это СМИ было признано «иностранным агентом».