Количество запросов государственных органов, в том числе силовиков, о предоставлении личных данных пользователей «Яндекса» выросло за год на 27%, следует из отчета компании.
С января по июнь этого года «Яндекс» получил 19 650 подобных запросов от властей. Для сравнения: в 2020-м их было 15 376. Темпы роста числа обращений также выросла: если между первым и вторым полугодиями 2020-го разница составляла 9,7%, то в 2021-м — уже 16,45%.
Количество отказов также за год увеличилось с 2468 в первом полугодии 2020-го до 4153 в этом году. Чаще всего госорганы запрашивают данные сервиса «Яндекс.Такси» (8583), «Почты» (6445) и «Еды» (1744 обращений). В пятерку вошел каршеринг «Яндекс.Драйв» (1589 запросов, 9% из которых отклонили), а также сервис «Яндекс ID» (это личная страница пользователя с его данными) — 534 обращения, 304 из них отклонили.
В «Яндексе» заявили, что рассматривают только официально поданные и оформленные по всем нормам запросы от госорганов, а в ответе раскрывают только ту информацию, которая необходима. Все запросы, поступающие неофициально (по телефону или e-mail), отклоняются, заверили в компании.
При этом в 2019 году в рамках дела против полицейских, которые подбросили наркотики журналисту «Медузы» Ивану Годунову, стало известно, что «Яндекс.Такси» предоставил им информацию о всех его маршрутах неофициально. По словам Голунова, запрос от МВД поступил по почте Mail.ru и был составлен не по требованиям законодательства. В пресс-службе «Яндекс.Такси» тогда это опровергали, указывая, что запрос якобы был оформлен «по правилам».
В октябре 2020 года «Яндекс» впервые опубликовал статистику обращений государственных органов. Компания обязана предоставлять данные своих пользователей по нормам законов «О полиции» и «Об оперативно-розыскной деятельности». Полномочия запрашивать данные есть у ФСБ, МВД, СК, прокуратуры, ФАС, ФТС, судов и других органов власти.