Расследования
Репортажи
Аналитика
  • USD103.43
  • EUR109.01
  • OIL74.35
Поддержите нас English
  • 418
Новости

Ян Рачинский: Компенсация за месяц сталинских лагерей на сегодня составляет 75 рублей

Специальные докладчики Совета по правам человека ООН направили российским властям запрос по делу «детей ГУЛАГа». В прошлом году три жертвы советских репрессий выиграли дело в Конституционном суде России. Суд предписал исправить законодательство, чтобы «дети ГУЛАГа» могли реализовать свое право вернуться в города, где до репрессий жили их семьи, и получить жилье взамен утраченного. Решение суда до сих пор не исполнено.

Сейчас на рассмотрении Госдумы два законопроекта. Один внесен правительством, по нему жертвы репрессий попадут в 25-летнюю общую очередь. Против законопроекта выступили Общественная палата России, Совет при президенте по правам человека, Комиссия при президенте по реабилитации жертв политических репрессий, уполномоченный по правам человека Татьяна Москалькова и другие. Более 100 московских депутатов написали письмо спикеру Госдумы Вячеславу Володину с просьбой не принимать правительственный законопроект. Переработать его призвала Наталия Солженицына, вдова Александра Солженицына. Но профильный думский комитет рекомендует принять правительственный законопроект в первом чтении.

Второй законопроект внесен депутатами Сергеем Мироновым и Галиной Хованской, по нему жертвам репрессий должны дать федеральные выплаты на жилье в течение года, но профильный комитет рекомендует отклонить этот законопроект.

Юрист Григорий Вайпан, сопровождавший жалобы жертв репрессий в Конституционном суде, рассказал The Insider, что обращение ООН не обязательно к исполнению. «Это рекомендательное обращение, но его сила в том, что за ним стоит авторитет Организации Объединенных Наций. Неисполнение рекомендаций ООН — это международный позор. Если российские власти хотят, чтобы дело детей ГУЛАГа стало позором международного масштаба, то они могут, конечно, игнорировать это письмо. Если бы я был российским чиновником, я бы исходил из того, что этот вопрос не стоит такого скандала и ажиотажа. Согласно официальным данным Минстроя, сейчас осталось в живых всего 1500 детей ГУЛАГа, которые претендуют на возвращение. Эти цифры с точки зрения расходов федерального бюджета ничтожны. У нас в стране 75 тысяч ветеранов Великой Отечественной Войны, представляете? А здесь всего 1500 детей ГУГАЛа. В финансовом плане этот вопрос не стоит и выеденного яйца. Только в отличие от ветеранов войны, жилье для жертв репрессий — это не помощь от государства, а компенсация. Это долг, а долги надо возвращать», - рассказал Вайпан.

Глава правления «Международного Мемориала» Ян Рачинский рассказал The Insider, что начиная с 1991 года ситуация с реализацией закона о реабилитации жертв политических репрессий становится все хуже.

История эта началась достаточно давно с принятием в 1991 году закона о реабилитации. У реабилитированных появилось право возвращаться в те места, которые они были вынуждены покинуть вследствие репрессий. Это право было довольно плохо прописано, но оно было зафиксировано на федеральном уровне. Выполнялось это не очень хорошо, но в какой-то степени выполнялось, и реабилитированные попадали в приоритетную очередь, и какая-то небольшая часть смогла вернуться. Собственно, немного было и желающих, потому что со времени репрессий прошло несколько десятилетий и люди уже обзавелись там привычным местом и никуда двигаться не хотели уже. Слишком тяжело срываться с места. Тем не менее, некоторые движения происходили в том числе в Москве, пока была жива Людмила Швецова. К ней можно много претензий предъявлять, но этот вопрос продвигался в значительной степени благодаря ей. Она лоббировала продвижение вот этой очереди реабилитированных.

Тут надо понимать, что предоставление жилья — это не льгота, а одна из форм компенсации ущерба, нанесенного государством. Компенсация довольно символическая, потому что в большинстве случаев это компенсация семьям расстрелянных. Жизнь человека компенсировать довольно трудно, так же как и десятилетия жизни в статусе членов семей изменников родины. Это компенсация и за отсиженный срок. Это все было предусмотрено в довольно символическом виде, но все-таки не в таком позорном, как сейчас. С принятием известного закона о монетизации практически все положения закона о реабилитации были сведены к нулю или поставлены под большой вопрос, начиная от компенсаций за месяц сталинских лагерей. Например, если кто-то еще не получил компенсацию, то сегодня он бы получил 75 рублей за месяц лагеря. Это даже трудно комментировать. Если у вас изъяли дом, то максимум, что вы можете сейчас получить, это 10 тысяч рублей, которых, может быть, хватит на собачью будку.

Были отменены относительные нормы и введены абсолютные. Вместо измерения минимальных размеров оплаты труда зафиксировали абсолютные величины. С тех пор это не меняется. Тогда же все виды компенсации были перенесены на региональный уровень и были поставлены в зависимость от регионального законодательства. В разных регионах положение реабилитированных различается в разы. Например, в Москве было введено дополнительное требование — проживание к Москве в течение 10 лет, предшествующих постановке на очередь. Если бы люди могли вернуться своими силами и у них были для этого средства и легальные возможности, то вопрос бы так не стоял. Большинство реабилитированных не имеют такой возможности, и даже если бы они могли встать, дожидаться такой очереди пришлось бы неизвестно сколько, ведь люди эти очень немолодые. С 2005 года очень многие, кто имел право вернуться, ушли в иной мир. И сегодня все остается в прежнем формате и регулирование остается за регионами. То ли принять предложение Хованской и Миронова, которые предлагают решить проблему в течение 2-3 лет без большой нагрузки на бюджет. По предварительным расчетам указанной суммы хватило бы, чтобы два раза решить проблему возвращения домой. Для государства это не было бы ничем особо тяжелым учитывая, что это не льготы, это не подачка, не милость, а государственный долг — возмещение вреда, нанесенного государством в небольшой форме.

С 1991 года всего два раза были изменения в законе к лучшему и много изменений у худшему. Сегодня положение реабилитированных выглядит гораздо более скудно, чем в начале пути.


Подпишитесь на нашу рассылку

К сожалению, браузер, которым вы пользуйтесь, устарел и не позволяет корректно отображать сайт. Пожалуйста, установите любой из современных браузеров, например:

Google Chrome Firefox Safari