Расследования
Репортажи
Аналитика
  • USD100.03
  • EUR106.20
  • OIL73.03
Поддержите нас English
  • 1317
Новости

«Угрозы Лукашенко в адрес России не имеют юридических оснований, конфликт политический» - эксперты о нефтяном споре между Москвой и Минском

Президент Белоруссии Александр Лукашенко перед началом переговоров с российским коллегой Владимиром Путиным заявил, что при подписании межправительственных договоренностей Минску были даны твердые гарантии поставить в 2020 году Белоруссии 24 млн тонн нефти - по 2 млн каждый месяц. По его словам, Россия нарушает договоренности. «Хотелось бы услышать о механизмах компенсации потерь, которые наша страна неизбежно несет в этот период не по своей вине», - сказал Лукашенко обращаясь к членам правительства.

The Insider поговорил с экспертами о том, как будет развиваться конфликт между Москвой и Минском.

Антон Именнов, управляющий партнер московского офиса коллегии адвокатов Pen & Paper

Заявленные требования останутся лишь в политической плоскости, поскольку они не имеют под собой юридических оснований. Если мы обратимся к тексту соглашения, то увидим следующую формулировку статьи 1: «В индикативных балансах нефти учитываются объемы российской нефти сырой, предназначенной для Республики Беларусь по заявкам компетентного органа Республики Беларусь, с 2017 года по 2024 год - 24 млн тонн ежегодно трубопроводным транспортом, а также объемы российской нефти сырой, предназначенной для Республики Беларусь, поставляемой иными видами транспорта».

Термин «индикативный баланс» употребляется в контексте возможных объемов поставок нефти, то есть нефть со стороны России может быть поставлена в объемах 24 млн тонн, по 2 млн в год, а может быть и не поставлена. Россия не препятствует возможности поставки нефти на территорию Белоруссии. Она лишь называет цену, которую считает разумной для осуществления этой поставки. Такая цена не устраивает власти Белоруссии, которые привыкли пользоваться более льготным режимом.

Слова, заявления, комментарии главы государства, пусть даже авторитарного и ультра-президентского государства, не станут заделом для последующей судебной победы. Поэтому допустимым доказательством для абсолютного большинства международных судов являются только письменные инструменты. Поэтому заявления Лукашенко являются лишь способом оказать давление на Россию, чтобы получить более выгодные условия.

Сергей Пикин, директор Фонда энергетического развития

Конфликт, безусловно, лежит в политической плоскости, и последние шаги со стороны Белоруссии показывают, что развивается он весьма динамично. Но в его основе лежит довольно простая вещь - Россия не готова и дальше субсидировать Минск. Конечно, поставки нефти в Белоруссию были выгодны и российской стороне, на этом зарабатывали все, но с налоговым маневром пришла новая данность, и теперь привыкать к этому придется всем.

Полностью заменить российскую нефть без потерь для себя Белоруссия не сможет. Во-первых, потому что любая другая нефть, которую они попытаются закупать, будет стоить дороже. Во-вторых, сорт нефти нужен аналогичный российской, потому что на нее настроены белорусские НПЗ, и их технологическая перенастройка обойдется дорого.

Лукашенко уже заявил, что готов покупать российскую нефть по мировым ценам. Давайте посмотрим его риторику за январь: сначала он категорически против предложений Москвы, потому на что-то соглашается. Все это напоминает больше какую-то семейную разборку. Если две страны все-таки не договорятся, то какие-то возможности диверсифицировать свой импорт у Минска есть, но по логистике это будет существенно дороже. Белоруссии остается только договориться с Россией и продолжить работать н новых условиях. Те договоренности между странами, которых достигли их правительство, не имеют юридической силы, это не контракты. Поэтому я думаю, что конфликт в юридическую плоскость не перейдет, и в Минске поймут, что пора жить по рыночным условиям.

Подпишитесь на нашу рассылку

К сожалению, браузер, которым вы пользуйтесь, устарел и не позволяет корректно отображать сайт. Пожалуйста, установите любой из современных браузеров, например:

Google Chrome Firefox Safari