Расследования
Репортажи
Аналитика
  • USD94.32
  • EUR100.28
  • OIL86.73
Поддержите нас English
  • 458
Новости

"Слухи вокруг Ирана и танкеров - это попытка страховых компаний погреть руки на нефтяной ренте". Иранист Каринэ Геворгян объясняет, что происходит в Ормузском проливе

Военно-морские силы Корпуса стражей исламской революции объявили о захвате иностранного нефтяного танкера с 12 людьми на борту по обвинению в контрабанде 1 млн тонн иранского бензина. Какой стране принадлежит судно, не уточняется. Власти заявили, что танкер использовали для контрабанды 1 млн тонн иранского бензина. Это произошло на фоне обострения ситуации в Ормузском проливе. В начале июля власти Гибралтара задержали иранский супертанкер Grace 1, обвинив команду в незаконной перевозке нефти в Сирию. В ответ на это в Тегеране пригрозили захватить британский танкер, назвав действия западных сил незаконными и пиратскими. 16 июля в Ормузском проливе перестал подавать сигналы нефтяной танкер Riah, шедший из ОАЭ под флагом Панамы.

The Insider поговорил с иранистом Каринэ Геворгян о том, можно ли связывать эти случаи и почему Иран в последнее время стал фигурировать в инцидентах с транзитом углеводородов.

Следует четко разделять инциденты - сегодняшний и произошедший 16 июля.

Касательно инцидента 16 июля официальные иранские источники информации сообщают, что получили от танкера сигнал о бедствии и отправили военные корабли, танкер был отбуксирован в порт. То есть, Ираном был получен сигнал, который он может предъявить, это также могут подтвердить команда и капитан. Танкер остался в ремонте, причем в срочном ремонте, потому что в работе судна были обнаружены серьезные нарушения. В этом эпизоде Иран был обязан по международным законам оказать танкеру поддержку, что он и сделал. Это поставило в неловкую ситуацию западные информационные агентства, который за день до этого сообщили, что танкер был захвачен Ираном в отместку за задержание танкера в Гибралтаре.

Сегодня же совершенно другой танкер задержан по обвинению в контрабанде 1 млн тонн бензина, причем иранского бензина, разлитого с иранских же барж. То есть, пресечена попытка контрабанды с собственной стороны. Сейчас власти страны ведут расследование, что это за бензин, кто и куда его собирался вести и почему в иностранном танкере.

Нужно понимать, что властям Ирана совершенно необязательно прибегать к контрабанде для экспорта нефти. После возвращения американских санкций появились белые и серые схемы экспорта нефти. Причем серые схемы ничуть не менее легитимны, и Тегеран ими нормально пользуется.

Полагаю, что несмотря на все это, будет совершена попытка использовать этот инцидент для обвинений в адрес Ирана и усиления давления. В последнее время для этого используется все информационные поводы, включая фейковые. Но Тегеран, учитываю всю сложность создавшейся ситуации, стремится к тому, чтобы полностью все документировать и подтверждать ту позицию, которую официально заявляет. Они чрезвычайно аккуратны в этом вопросе.

Звучащие обвинения Ирана в атаках на танкеры выглядят очень голословно, тем более, что власти страны совершенно не заинтересованы в остановке транзита через Ормузский пролив. В нагнетании ситуации с транзитом углеводородов заинтересована совершенно другая сторона - британские и американские страховые компании, которые уже хорошо заработали на этом. За время развития конфликта стоимость страховки выросла в 10 раз. Поэтому попытки обвинить Иран направлены даже не против него, а на то, чтобы содрать углеводородную ренту.

Отмечу, что внутри Ирана идет диалог о том, как следует реагировать на давление западных стран, в основном, США. Этот диалог ведется достаточно открыто, и понятно, что командование Корпуса стражей исламской революции - это люди гораздо более жестко и радикально настроенные, чем ведет себя сейчас официальный Тегеран.

Подпишитесь на нашу рассылку

К сожалению, браузер, которым вы пользуйтесь, устарел и не позволяет корректно отображать сайт. Пожалуйста, установите любой из современных браузеров, например:

Google Chrome Firefox Safari