Бывший министр иностранных дел Великобритании Борис Джонсон уверенно победил во втором туре выборов лидера Консервативной партии. Голосования продолжатся в аналогичном формате до тех пор, пока на этот пост не останется два кандидата. Имя лидера партии, который автоматически станет премьер-министром страны, станет известно после 22 июля.
Руководитель Центра политической интеграции Института Европы РАН Людмила Бабынина и доцент кафедры интеграционных процессов МГИМО Александр Тэвдой-Бурмули рассказали The Insider, каковы шансы Джонсона на кресло британского премьера и какой сценарий Brexit ждет Великобританию, если он возглавит правительство.
Людмила Бабынина:
Шансы у Джонсона действительно достаточно высоки. Но выбирать лидера партии будут не только депутаты от Партии консерваторов, которые заседают в парламенте и которые голосуют сейчас. В настоящий момент голосование происходит в парламентской фракции тори. И там у Джонсона существует серьезная поддержка – те 120-130 человек, которых не устроила сделка с ЕС, достигнутая Терезой Мэй, и которые все время голосовали против.
К концу месяца или к концу недели останется два претендента, которые наберут больше всех голосов, и в июле будет проходить голосование по почте, но уже рядовых членов партии. И здесь результат может быть немножко другой, хотя Джонсон имеет очень хорошие шансы выиграть эту гонку. То, что он выходит на последний этап голосования и получает поддержку почти половины фракции партии тори в парламенте, - это однозначно.
Если Борис Джонсон станет премьер-министром, отношения Великобритании с Россией лучше не станут. Тереза Мэй, уже не будучи сейчас полноценным премьер-министром, может себе позволить встречу с президентом России, попытку налаживания диалога. А вот Джонсон будет занимать достаточно жесткую линию, какую занимал, когда был министром иностранных дел в правительстве Мэй.
Что касается Brexit, то Джонсон из всех оставшихся кандидатов - единственный, кто однозначно говорит, что 31 октября состоится выход. Без сделки или со сделкой, не важно. Он не допускает отсрочек, не допускает переголосования по уже достигнутому соглашению. Идея Джонсона состоит в том, что он хочет изменить это соглашение, передоговориться с ЕС, а если это не получится, то выйти без него.
Со стороны Европейского союза неоднократно говорили, что сделка пересматриваться не будет. Другое дело, что ЕС может в очередной раз пойти на какие-то минимальные уступки, скорее всего, не в самом соглашении, а вокруг него, что он и делал каждый раз, когда Тереза Мэй обращалась с такой просьбой к лидерам ЕС. Относительно мягко в отношении Британии настроена канцлер Германии Ангела Меркель, гораздо более жестко – президент Франции Эмманюэль Макрон. Поэтому тут-то как раз и проявятся разногласия внутри ЕС, которых до сих пор удавалось благополучно избегать. И в случае прихода Джонсона становится очень вероятен выход без сделки.
Александр Тэвдой-Бурмули:
Если Джонсон будет главой правительства, то, скорее всего, Brexit пройдет по жесткому варианту — в том случае, если его правительство продержится до осени. Джонсон — экстравагантная фигура и, в общем, не слишком популярная даже среди консерваторов. Поэтому нельзя исключать, что до осени он не досидит. Тогда перспективы Brexit и его формат делаются довольно неясными.