Госдума приняла во втором чтении поправки в УК, которые приравнивают один день в СИЗО к полутора дням в колонии общего режима и двум дням в колонии-поселении. Для тех, кто во время следствия находится под домашним арестом, один день ареста будет равен половине дня в СИЗО. Закон не коснется осужденных по определенным статьям, таким как «терроризм», «госизмена», «шпионаж», «захват власти», «хранение наркотиков в крупном и особо крупном размере», и особо опасных рецидивистов.
О том, как этот закон будет применяться на практике, The Insider рассказал адвокат Илья Новиков.
Я считаю, что закон очень хороший и правильный. Его сравнивают с амнистией. На мой взгляд, это даже лучше, потому что амнистия — это все-таки вещь одноразовая, а у этого закона будет двоякий эффект. Во-первых, единовременно выйдут довольно много заключенных, у которых после того, как закон вступит в силу, с учетом этого пересчета уже закончится срок. Кроме этого разового эффекта будет еще и длящийся, то есть определенное смягчение валовой репрессии. Если мы пересчитаем количество условных человеко-лет, проведенных в колонии, то он, конечно, снизит эту общую сумму. У этого закона серьезных оппонентов нет. Да, силовики обычно всегда против всего, что идет в сторону смягчения, но в данном случае особого давления против не было.
В настоящий момент под домашним арестом находиться объективно лучше, чем под подпиской о невыезде, ведь в первом случае срок уже идет.
Но все равно есть СИЗО, а есть все остальное. СИЗО действительно очень вреден, непропорционально вреден, даже по сравнению с колонией строгого режима, даже по сравнению с тюрьмой, потому что в тюрьме более соблюдается пропорция по численности людей на квадратный метр.
Этот закон повлияет на работу следователей, потому что одни возможности для манипулирования уйдут, а другие появятся. Когда человек торгуется со следователем за какую-нибудь сделку, за особый порядок в обмен на сотрудничество, им будут руководить немного другие мотивы в зависимости от того, в СИЗО он сидит или не в СИЗО. Кто-нибудь, судимый за преступление небольшой тяжести, может предпочесть СИЗО, потому что может оттуда выйти, когда у него закончится максимальный срок по статье.
Это не коснется осужденных по террористическим статьям — того же Олега Сенцова. Но те сроки, которые по этим статьям обычно назначаются, не так радикально превышают время, которое человек обычно проводит в СИЗО. Он все равно уезжает в колонию надолго и в любом случае лишается здоровья, с этим законом или без него.
При этом то, что закон не распространяется на осужденных по определенным статьям, не соответствует Конституции. Если уж вы признаете, что СИЗО — это вредно, то это вредно для всех. Я думаю, что в скором времени появится жалоба в Конституционный суд от того, кто сидит по политической статье и кому отказались пересчитывать срок.