Расследования
Репортажи
Аналитика
  • USD92.51
  • EUR98.91
  • OIL89.08
Поддержите нас English
  • 27
Экономика

Стоп-машина. В Петербурге рабочие готовятся к массовым протестам

Автомобилестроение – один из наиболее пострадавших от кризиса секторов российской экономики, резкое падение продаж приводит к сокращению или даже полной остановке производства. Об уходе из России уже заявил Opel, практически все производство прекращает Chevrolet, до конца марта приостановил производство Nissan, калининградский «Автотор» планирует законсервировать около половины своих мощностей, а на заводе Ford началась массовая забастовка с участием более 200 человек, из-за которой выпуск производства сокращен втрое. На улице из-за сокращений окажутся тысячи работников, тем же кого не увольняют уже урезают зарплаты. 27 марта в Петербурге профосюзные активисты организуют массовую акцию протеста против сокращений рабочих мест и зарплат. О том, что беспокоит работников автопрома и как они планируют бороться за свои права The Insider рассказал член совета Межрегионального профсоюза «Рабочая ассоциация» Пётр Принёв.

- Где сейчас профсоюз уже начал активные забастовки?

- На данный момент идет классическая забастовка на заводе Ford и итальянская забастовка на «Автовазе» в ряде цехов. На сегодня уже объявлено о заморозке до лучших времен (когда они наступят – непонятно) завода Opel в Шушарах – это примерно 1200 работников. Консервация предполагает наличие только поддерживающей бригады, это максимум 20 человек. Руководством завода предложена добровольная программа увольнения, по которой они могут получить 7 окладов на руки и уйти, время подумать у них есть до конца марта. Очень многие с этим согласятся, хотя в нынешней ситуации неопределенности где можно будет найти новую работу - неясно. На заводе Ford тоже давно идет речь о сокращениях, хотя его масштабы пока неизвестны.

1fe55107c816a5d467ad7795e544aa9b
Член совета Межрегионального профсоюза «Рабочая ассоциация» Пётр Принёв

- Какие еще автомобильные заводы в группе риска?

- Сложно сказать, ни одна компания не хочет раньше времени говорить о своих сложностях, но, на самом деле, весь автокластер сейчас под угрозой. Вот скажем Nissan, который, казалось, не сильно пострадал из-за кризиса, тоже находится в двухнедельном простое.

- А на каких заводах сейчас есть члены независимых профсоюзов?

- На многих, но не на всех – Ford, Nissan, GM – если говорить о Петербурге, кроме того, например, Автоваз в Самаре, Volkswagen в Калуге (там сейчас идет конструктивный диалог между менеджментом и профсоюзом, и я надеюсь этот опыт будет взять за основу работодателями других компаний). Причем, чем активнее профсоюзная ячейка, тем лучше ситуация с условиями для работников. Парадокс – все время пытались пугать тем, что из-за активной профсоюзной позиции завод Ford закроется, но в итоге закрывается GM, где профсоюз намного слабее.

- После кризиса люди активнее вступают в профсоюз?

- Да сейчас стали вступать значительно активнее, когда они действительно поняли, что кризис может коснуться их рабочих мест и зарплат. Государство говорит, что, мол, ничего страшного, всех обеспечим рабочими местами. Но практика показывает, что те люди, которые были уволены еще в сентябре, 7 месяцев назад, до сих пор не нашли работу, причем не только по специальности, но и вообще никакую работу с приемлемыми условиями. Падение зарплат – тоже серьезная проблема: оклад падает, а кредитные ставки-то растут. А у нас многие закредитованы, есть и ипотечники.

- Сколько всего сейчас числится человек в вашем межрегиональном профсоюзе?

- Всего по России нас 3000, это может быть и не так много на фоне общего числа работников, но там где есть активное ядро этого достаточно чтобы влиять на ситуацию.

- Каковы основные требования сейчас у бастующих?

- Ключевые требования – индексация зарплаты с учетом реальной инфляции, а также гарантии выплат работникам при сокращении. И то и другое – абсолютно разумные и естественные требования в сложившейся ситуации.

72dd4928ba6866aec04b36aa55803db6

- А как сказался кризис на зарплатах?

- Зарплаты сейчас в ходе кризиса падают, потому что простой оплачивается исходя из 2/3 среднемесячной зарплаты, и если, скажем, на Ford в договоре был заявлен оклад 50 тысяч, то с простоем люди на руки получают 27, то есть зарплата упала почти в половину. На GM тоже выплаты от 15 до 20 при окладах от 30 до 50.

- А по трудовому графику и остальным условиям трудовой кодекс соблюдается?

- Тут тоже много проблем и с переработками и с другими нарушениями кодекса, просто в связи с кризисом и началом борьбы за рабочие места эта тема отошла на второй план.

- Какие акции вы планируете в ближайшее время?

- Мы уже подали заявку на общегородской пикет (по срокам, к сожалению, на митинг мы подать не успеваем) - 27 марта мы проведем крупную акцию против сокращений, где примут участие рабочие GM, Ford, Nissan и другие.

Подпишитесь на нашу рассылку

К сожалению, браузер, которым вы пользуйтесь, устарел и не позволяет корректно отображать сайт. Пожалуйста, установите любой из современных браузеров, например:

Google Chrome Firefox Safari