Александр Лукашенко в послании белорусскому народу и Национальному собранию заявил, ссылаясь на польского солдата-перебежчика:
«Эти мерзавцы [польские силовики] организовали охоту на людей. В лесах бегали и расстреливали. Сотни, сотни тысяч людей, которые искали счастья в Европе, куда их позвали, были расстреляны в лесах и зарыты в могилы».
Вся информация о якобы убитых мигрантах, нелегально перешедших белорусско-польскую границу, исходит из одного источника — военнослужащего польской армии Эмиля Чечко, перебежавшего в Белоруссию. The Insider в рубрике «Антифейк» уже писал о его крайне неправдоподобных откровениях, в частности, о том, что кровожадные поляки убили и двух местных жителей — волонтеров, помогавших нелегальным мигрантам. Правда, никто в Польше о гибели или исчезновении двух граждан страны так и не заявил. Теперь же в послании Лукашенко количество жертв среди беженцев исчисляется уже сотнями тысяч.
Попробуем понять, откуда вообще могли взяться эти сотни тысяч. По оценке «Белсата», опубликованной 20 декабря, границу со странами ЕС (не только Польшей, но также Латвией и Литвой) за все время миграционного кризиса перешли около 18 000 человек. По информации польской пограничной службы, за год было зафиксировано 39 100 попыток нелегального перехода границы; впрочем, это мало что говорит о численности мигрантов, так как после неудачной попытки перехода многие из них пытались попасть в Польшу снова и снова. Какая-то часть неудавшихся мигрантов осенью вернулась в Ирак специальными вывозными рейсами.
Кризис начался летом 2021 года, после того как ЕС ввел пакет санкций в отношении Белоруссии в ответ на захват пассажирского самолета компании Ryanair и похищение летевшего на нем белорусского оппозиционера. В конце июня Белоруссия объявила о начале процесса выхода из соглашения с ЕС о реадмиссии, в рамках которого она обязывалась принимать задержанных нелегальных мигрантов, попавших с ее территории в страны ЕС. В середине июля резко увеличилось количество авиарейсов в Минск из Ирака и Сирии. Так, прямой рейс компании Iraqi Airways из Багдада выполнялся 5 раз в неделю; летали лайнеры Boeing 747-300, вмещающие 565 пассажиров, и A320 вместимостью до 180 пассажиров. До конца 2021 года этим рейсом могли прилететь не больше 60 000 человек. Были и более редкие рейсы из Басры, Эрбиля и Сулеймании. Вряд ли общая численность перевезенных мигрантов могла превысить 100 000.
Независимый сайт Scanner Project в июле 2021 года писал, что часть мигрантов попадала на границу Белоруссии и ЕС на фурах, отправляемых из Стамбула (вероятно, через Болгарию, Румынию и Украину). Но таким путем вряд ли можно вывезти большое количество мигрантов.
Рейсами «Белавиа» и сирийской Cham Wings из Дамаска могли прилететь еще несколько десятков тысяч человек. Наконец, сотрудница одной из белорусских турфирм рассказала собкору «Новой газеты» Ирине Халип, что с мая белорусское консульство в Анкаре принимало в день по 800 заявлений на выдачу виз, причем отказов не было вообще. Таким образом, количество мигрантов, прибывших из Турции регулярными и чартерными рейсами, могло составить еще до 120 000 человек. На самом деле, скорее всего, меньше, так как в середине ноября «Белавиа» объявила, что на рейсы из Турции в Минск больше не допускаются граждане Афганистана, Ирака, Йемена и Сирии.
Получается, что всего за полгода в Белоруссию могло попасть не больше 300 000 мигрантов с Ближнего Востока. Чтобы польские «мерзавцы» могли расстрелять «сотни тысяч человек», большая часть их должна была проникнуть в Польшу через охраняемую границу с проволочными заграждениями, после чего попасться в руки тамошних силовиков. Абсурдности такого сценария не замечает, кажется, только Лукашенко.