Расследования
Репортажи
Аналитика
  • 1136
Антифейк

Песков возразил Байдену, что российская экономика — это не только нефть. Но доля нефтегазовых доходов лишь временно упала из-за пандемии

РИА «Новости» сообщило о заявлении пресс-секретаря президента России Дмитрия Пескова:

«В Кремле считают, что помощникам президента США Джо Байдена стоило подготовить ему справочную информацию о доле нефтегазового сектора в ВВП РФ, завил журналистам пресс-секретарь президента РФ Дмитрий Песков.
Ранее американский президент Джо Байден заявил, что у его российского коллеги Владимира Путина „проблемы” и „это делает его опасней”. Байден напомнил о прошедшем саммите в Женеве и добавил, что у президента России в распоряжении только ядерное оружие и нефть.
По словам Пескова, Россия — крупнейшая, очень ответственная ядерная держава, с большим нефтегазовым сектором. <…>
Он уточнил, что нефтегазовые доходы в бюджете РФ в 2010 году составляли 46%, а в 2020 году — 28%. По словам Пескова, если бы речь шла о квалифицированных экспертных документах по РФ, такая информация была бы доложена Байдену, но этого не было сделано.
„Мы сожалеем в этой связи и надеемся, что все-таки ему будет более экспертная информация готовиться”, — добавил Песков».

В действительности нефтегазовые доходы много лет составляли чуть меньше половины доходной части российского бюджета, уровень в 46% в последний раз был зафиксирован в 2018 году. В 2020 году в связи с пандемией в мире резко сократился спрос на энергоносители, что привело к падению нефтегазовых доходов — с 7924,3 млрд рублей в предыдущем году до 5127 млрд рублей (по оценке, содержащейся в утвержденных Минфином «Основных направлениях бюджетной, налоговой и таможенно-тарифной политики на 2021 год и на плановый период 2022 и 2023 годов»). Это действительно составило 28,7% доходов бюджета.

Таким образом, ненефтегазовые доходы бюджета в 2020 году оказались на рекордном уровне в 71,2%. Но далеко не все они связаны с российским внутренним производством; значительная часть бюджетных доходов — это НДС и акцизы на импортируемые товары, а также ввозные таможенные пошлины. Согласно «Основным направлениям бюджетной, налоговой и таможенно-тарифной политики на 2019 год и на плановый период 2020 и 2021 годов», которые, разумеется, не предусматривали форс-мажорный фактор пандемии, нефтегазовые доходы стабильно превышают ненефтегазовые, связанные с внутренним производством, то есть все остальные отрасли вместе взятые вносят в госбюджет меньше, чем углеводородная энергетика.

Пандемия несколько изменила это соотношение, доходы от ненефтегазового внутреннего производства в 2020 году превысили нефтегазовые (33,1% против 28,7%), но, по прогнозам Минфина, в 2023 году они снова практически сравняются. Так что Песков напрасно обвиняет экспертов администрации Байдена в непрофессионализме.

Впрочем, Байден вообще говорил не только и не столько о российской экономике, сколько о факторах российского влияния в мире. О том, есть ли у России еще какие-то рычаги, кроме ядерного и энергетического, Песков предпочел умолчать.

Подпишитесь на нашу рассылку

К сожалению, браузер, которым вы пользуйтесь, устарел и не позволяет корректно отображать сайт. Пожалуйста, установите любой из современных браузеров, например:

Google Chrome Firefox Safari