РИА «Новости» сообщает о заявлении директора СВР Сергея Нарышкина, сделанном на Московской международной конференции по безопасности:
«Выступая в четверг <…>, он указал на то, что „госдепартамент США повсюду твердит о свободе распространения информации, а американские IT-гиганты, владеющие соцсетями и видеохостингами, запросто блокируют аккаунты, позиции которых не вписываются в либеральный дискурс”. <…>
„Но все это цветочки по сравнению с предложением экспертов Стэнфордского университета создать оперативную группу с участием политиков, журналистов и представителей IT-компаний, которая займется борьбой с дезинформацией формированием, так сказать, правильного дискурса. Глава этой группы должен стать, по сути, „царем реальности”, — подчеркнул Нарышкин. „Это же чистой воды ‘министерство правды’, описанное когда-то Оруэллом”, — добавил он».
О каком предложении стэнфордских экспертов говорит Нарышкин, понять решительно невозможно. Но группа, по составу похожая на его описание, работает при Стэнфордском университете уже три года. Вот только функции ее не имеют ничего общего с «министерством правды».
Рабочая группа по информационной войне (Information Warfare Working Group) создана в 2018 году. В ее состав входят исследователи-психологи, инженеры, политологи, бывшие официальные лица США. Среди них бывший посол в России Майкл Макфол, бывший советник президента Трампа по национальной безопасности Херберт Макмастер, бывший директор по политическому планированию Госдепа Стивен Краснер, старший директор по политике кибербезопасности в администрациях Обамы и Трампа Эндрю Гротто, колумнистка The Atlantic и бывший советник по внешней политике кандидата в президенты Джорджа Буша-младшего Эми Зегарт, бывший ближневосточный корреспондент The Washington Post, Bloomberg и Reuters Жанин Закариа.
Возглавляет группу известный социальный психолог Розанна Гуаданьо, автор исследований о поведении пользователей соцсетей, о механизмах распространения вирусных видео, о приемах внушения. Уж не эту ли академическую исследовательницу глава российской разведки назначил на роль «царя реальности»?
Группа занимается разработкой методических рекомендаций; она опубликовала ряд работ с рекомендациями по борьбе с дезинформацией. Так, в их недавней публикации содержатся 10 рекомендаций для СМИ:
— разработать правила работы с соцсетями и потребовать, чтобы все журналисты их соблюдали;
— помнить, что при информационных атаках журналистов рассматривают как целевую аудиторию, и учитывать это, когда приходится иметь дело со взломами или дезинформацией;
— остерегаться кампаний по отвлечению внимания от важных тем, не «клевать» на сенсационные приманки;
— рассматривать причины появления той или иной информации, а не только ее содержание;
— расширять возможности каждой редакции по установлению происхождения и природы вирусной информации;
— учиться использовать доступные инструменты для определения происхождения вирусного контента;
— прямо сообщать, что известно о мотивации источника информации, и поддерживать эту тему в дальнейших публикациях;
— с помощью гиперссылок напоминать читателю, что известно о мотивах утечки и о том, почему эта информация публикуется;
— не ставить ссылок на дезинформационные материалы, а если это необходимо, то пользоваться no-follow link — приемом, позволяющим не повышать в поисковых системах популярность страницы, на которую ведет ссылка;
— назначить в редакции журналиста, который будет специализироваться на теме дезинформации и пропаганды.
Судя по всему, именно эти рекомендации, а также исследования дезинформационных технологий, Нарышкин и пытается выдать за деятельность «министерства правды».