Центральный монолог в воскресных «Вестях недели» Дмитрий Киселев посвятил реакции Запада на захват ирландского пассажирского авиалайнера властями Белоруссии. Реакция произвела на него настолько глубокое впечатление, что он объявил западные страны «дуркой», а Россию «островом нормальности»:
— В западной повестке последней недели было две главных темы: неожиданная посадка самолета Ryanair в Белоруссии и годовщина убийства в США полицейским негритянского преступника и наркомана Джорджа Флойда. Оба события представлялись как чрезвычайно важные и даже важнее всего остального. Первое — про самолет — дает возможность повысить градус ненависти в отношении Белоруссии и даже России. А это почему-то нужно. Второе событие — годовщина Флойда — дает возможность ужесточить новый расизм, у которого под прицелом прежде всего белый мужчина. Мужчина потому, что у белых женщин есть смягчающее обстоятельство: они «гонимы» как женщины.
Ненависть в отношении России и Белоруссии – мы здесь по большому счету в одной лодке – объясняется тем, что наши страны не идут на сумасшествия Запада — Америки и Европы — которые встали на путь отказа от своей традиционной культуры: от гей-парадов и увлечения сменой пола до обрушения памятников отцов-основателей и равнодушия к возрождению нацизма на Украине. Мы — другие. И в этом смысле мы для Запада — чужаки. Мы слишком нормальны для всех этих выкрутасов. Они хотят нас перевоспитывать, а мы не просто сопротивляемся, но еще и хохочем над ними. Понятно, что им от этого больно. Они и мстят, изобретая все новые поводы.
Когда месть типа санкций оказывается не очень действенной, то им хочется изобрести что-то еще побольнее. В результате себе вредят, но в бессильной злобе остановиться не могут.
Аргументы Киселев нашел такие:
— Подумать только, европейцы всерьез разделились из-за «Северного потока-2». Дешевое и чистое топливо от надежного поставщика – казалось бы, очевидное дело. Россия так поставляет газ в Европу более полувека. Но сейчас нагромоздили вокруг столько, что аж разругались все. Абсурд! Где эта европейская рациональность?
Мнения европейцев по поводу этого проекта действительно разделились. Одни, как теперешние власти Германии, ставят во главу угла экономическую выгоду и проект поддерживают. Другие отдают приоритет стратегическому мышлению; их не устраивает, что европейский энергетический сектор может попасть в зависимость от поставок из России. Но если этот пример еще имеет какое-то отношение к действительности — у немецких сторонников проекта действительно есть какие-то рациональные основания, — то дальше Киселев переходит к чистым фантазиям:
— Европейская элита окончательно рассталась со здравым смыслом в 2014 году, если точно. Сначала там поддержали кровавый госпереворот на Украине, признав смену власти с коктейлями Молотова, привезенными снайперами и расстрелом людей демократией, а потом, демократией не признав, — референдум в Крыму. И для Европы начало гражданской войны против Донбасса — это тоже демократия?
«Кровавый переворот» стоил жизни, по оценке МВД Украины, 19 или 20 сотрудникам правоохранительных органов, причем гибель двух из них, скорее всего, никак не связана с революционными событиями: двух инспекторов ГАИ застрелил пассажир автомобиля, который они остановили на выезде из Киева; вероятнее всего, это криминальная история. В то же время от рук правоохранителей и сторонников режима погибли 104 участника Евромайдана, известные как Небесная сотня. Первые жертвы среди милиционеров отмечены 18 февраля 2014 года; к этому моменту погибли уже десять сторонников Майдана.
Говоря о «привезенных снайперах», Киселев, очевидно, имеет в виду версию о приезжих из Грузии, в провокационных целях стрелявших по обеим сторонам конфликта. Основным аргументом в пользу этой версии были показания самих «грузинских снайперов», которые, как уже писал The Insider, оказались грубой фальшивкой.
Так называемый референдум в Крыму 16 марта 2014 года был проведен под контролем вторгшихся на полуостров российских военных. В 2018 году Владимир Путин на пресс-конференции по итогам встречи с Дональдом Трампом проговорился, что референдум был организован Россией, после чего на его официальном сайте фразу подправили. Но, похоже, по Киселеву, демократия — это как раз такие действия на территории иностранного государства.
Зато с возмущением Киселева по поводу начала гражданской войны на востоке Украины можно согласиться. Фактически война началась с захвата нескольких городов вооруженными формированиями самопровозглашенных «народных республик».
— Или вот новый закон, который президент Зеленский внес недавно как срочный, «О коренных народах Украины». Это сильнее Mein Kampf (запрещена в РФ). В нем людей делят на три сорта: украинцы, коренные народы и прочие. У всех разные права. Русские в законе не коренной народ Украины, поскольку у русских есть свое государственное образование за пределами Украины. По этому принципу венгры, поляки, румыны и греки тоже не коренные народы Украины, хотя на нынешней территории Украины они селились задолго до образования самой Украины. А закон такой, что и до измерения черепов недалеко. Вот сам Зеленский, например, он представитель коренного народа Украины? Нет ведь. То есть украинцы по национальности — высшая каста. Далее коренные — крымские татары, караимы и крымчаки, а потом уже прочие: русские, белорусы, молдаване, евреи… Абсурд, бред.
Действительно, абсурд и бред. Потому что под коренными народами, согласно российской Большой юридической энциклопедии 2010 года издания, понимаются народы, обитавшие на своих землях до прихода туда переселенцев из других районов. Татары, крымчаки и караимы действительно жили в Крыму значительно раньше, чем там появились предки нынешних украинцев и русских. Другие народы Украины, в том числе русские, евреи, венгры, румыны, на этот статус претендовать вряд ли могут: те же русские — такие же, как украинцы, потомки восточнославянского этноса, населявшего территорию современной Украины в средние века.
Смысл украинского закона о коренных народах не в том, что им предоставляются какие-то преимущества перед всеми остальными, а в том, что их статус должен соответствовать Декларации ООН о правах коренных народов, гарантирующей их равноправие с другими народами и подтверждающей их права на сохранение языка, национальной культуры и обычаев, на самоопределение, автономию и самоуправление.
— Но Европе это все симпатично. Там аплодируют. Зачем? Ведь это увод в некий виртуальный, несуществующий мир, где можно центральной новостью сделать посадку самолета Ryanair в Белоруссии. Где можно не заметить закрытие на Украине трех оппозиционных телеканалов. Где можно взимать подоходный налог с пенсий своих стариков. Где годовщина Флойда в европейских теленовостях важнее срыва планов по вакцинации, драматичного спада экономики вот уже второй год подряд. В разведке этот прием называется отвлечением на ничтожный объект.
В феврале 2021 года, когда по указу президента Зеленского в Украине прекратили эфирное вещание телеканалов «112 Украина», NewsOne и ZIK, об этом сообщали все ведущие СМИ Европы; ситуации вокруг каналов посвящали не только информационные сообщения, но и аналитические материалы. По-видимому, Киселеву хотелось бы, чтобы февральская новость оставалась в центре внимания европейских СМИ в конце мая, но в этом случае Европа действительно напоминала бы, как он выражается, «дурку».
Спад экономики из-за пандемии коронавируса никто не скрывает, но свежих новостных поводов на эту тему в последние недели нет. Отставание темпов вакцинации от первоначально намеченных — это тоже новость начала года, в то время широко обсуждавшаяся. В апреле сообщали о постепенном преодолении этого отставания. По данным Google, на конец мая в Германии хотя бы одну дозу вакцины получили 43,6% населения, а полностью вакцинированы 17,6%. Во Франции — 37,8% и 16,4%. В Италии — 38,4% и 19,7%. В отстающей по меркам ЕС Латвии — 25,5% и 13,3%. Для сравнения, в России — на «острове нормальности» — 11,4% и 8,3% (любопытно, что в русской версии Google данные по России в абсолютных величинах указаны, а в процентах от всего населения — нет, хотя вычислить это нетрудно).
Пенсии в некоторых странах ЕС, например, в Финляндии и Германии, действительно облагаются налогом. Средний размер пенсии в Финляндии составляет 1632 евро (по текущему курсу 146 390 рублей) в месяц. В Германии налогами облагаются доходы тех пенсионеров, которые получают больше €6300 в год (по курсу — 47 093 рубля в месяц); для сравнения, в России средний размер пенсии 15 174 рубля в месяц. На этом фоне сочувствие Киселева несчастным европейским старикам, вынужденным платить налоги, выглядит несколько странно и больше всего напоминает как раз то самое отвлечение внимания на ничтожный объект.
— Вот вам самолет в Белоруссии сел, а то, что французские военные уже три письма написали с предупреждением гражданской войны, это не в счет. До президентских выборов во Франции менее года, Марин Ле Пен из-под Макрона почти стул вытаскивает. По весенним опросам, за Ле Пен во втором туре готовы проголосовать 46-47% французов.
Перед нами еще один пример удивления по поводу того, что Запад интересуется инцидентом с самолетом Ryanair больше, чем старыми новостями. О рейтинге Марин Ле Пен в 48% сообщали в январе и в марте; в последнее время больших изменений в позициях претендентов на высший пост нет. Впрочем, до сенсации здесь далеко: все опросы показывают, что Ле Пен, если бы голосование проходило сейчас, заняла бы первое место в первом туре, но во втором проиграла бы Макрону.
— Но это не важно, в топах новостей — Белоруссия и Флойд. Вот Макрон уже предлагает взять с собой на собрание „большой семерки” белорусскую домохозяйку, проигравшую выборы, Светлану Тихановскую. Французы ему говорят, что если он уж так любит оппозицию, то пусть пригласит на саммит и представителей «Желтых жилетов»: «Отличная инициатива! Тогда сразу приглашай на следующую „большую семерку” еще и „Желтые жилеты”, чтобы они представляли Францию. Что такое, ты не согласен?»; «Пусть тогда „большая семерка” пригласит на свой саммит вместо Макрона Марин Ле Пен и Меланшона. Надо, видите ли, и оппозиции давать голос».
Французы, отпускающие шуточки по поводу представительства «желтых жилетов» на встрече G7, — это один из излюбленных приемов пропагандистов из возглавляемого Киселевым МИА «Россия сегодня»: когда в западной прессе трудно найти публикации, близкие российской позиции, в ход идут комментарии никому не известных (и непонятно, существующих ли в реальности) читателей. В частности, язвительный комментарий «Отличная инициатива, Маню! Тогда сразу приглашай на следующую Большую семерку еще и желтые жилеты, ладно? Чтобы они представляли Францию. Что такое, ты не согласен?» на сайте Le Figaro оставил некто под ником Ca18. Авторитетное мнение, достойное топа новостей, ничего не скажешь. Но вообще-то Тихановская с точки зрения Макрона и ЕС — не оппозиционный кандидат, проигравший выборы, а фактическая победительница выборов, незаконно отстраненная от власти.
А завершает свой монолог Киселев такой тирадой:
«Итак, у них там странные планы. Но мы-то здесь причем? У нас своя песня. Россия сегодня — своего рода остров нормальности, если смотреть из западной дурки. Понятно, не без трудностей, но зато со здоровой культурной основой».
Если то, о чем говорит Киселев, и есть культурная основа «острова нормальности», то еще вопрос, где же на самом деле «дурка».