На встрече с главными редакторами российских СМИ Владимир Путин, говоря об отношениях с Западом, вспомнил последние годы существования Советского Союза, когда были заключены договоры с США о сокращении вооружений. Хотя совсем недавно российские власти резко критиковали администрацию Трампа за решение выйти из договоров об ограничении вооружений, к самим договорам, оказывается, у Путина отношение не самое позитивное:
Мы чего, забыли, как в конце 80-х годов резали наши подводные лодки, наши самолеты и ракеты средней дальности? После того, как начали их уничтожать, главный конструктор покончил жизнь самоубийством наш, застрелился. Вот это в рамках общих разговоров о снижении напряженности в мире, уверен, что от этих людей [оппонентов нынешней российской власти] потребуют и таких решений.
Путин не говорит о том, что по договору 1987 года о ликвидации ракет средней и меньшей дальности уничтожались не только советские, но и американские ракеты Pershing и Tomahawk. То же относится и к подводным лодками и к бомбардировщикам; правда, их сокращение началось уже после распада СССР, хотя договор СНВ был подписан еще в последние месяцы существования Союза. Но теперь глава государства представляет это как одностороннее разрушение оборонного потенциала.
О самоубийстве главного конструктора ракет Путин рассказывает уже не впервые; в октябре 2017 года на пленарном заседании форума «Валдай» он говорил:
Кстати, при ликвидации наших ракет малой и средней дальности главный конструктор покончил жизнь самоубийством, считал, что это предательство в отношении собственной страны. Это трагическая история, перевернем ее.
Скорее всего, он имел в виду бывшего гендиректора Воткинского машиностроительного завода Владимира Садовникова, застрелившегося в 1990 году. Завод выпускал стратегические ракеты «Тополь-М», а также ракеты средней и меньшей дальности, такие как «Пионер», «Ока», «Темп-С». Но Садовников был не главным конструктором ракет, а организатором производства. На Воткинский завод он пришел в 1966 году с должности главного инженера Ижевского механического завода, выпускавшего стрелковое оружие — пистолеты Макарова и Ярыгина, винтовки, гладкоствольные ружья. Конструированием ракет (космических и типа «воздух — воздух») он занимался лишь в 50-х годах на днепропетровском заводе «Южмаш».
Когда Садовников застрелился, он уже около двух лет был на пенсии. Причина самоубийства точно не известна, есть разные версии. Проповедники противоречащей основам современной науки теории «космической среды — эфира» Юрий Гребенченко и Владимир Юпенков (первый известен также как разоблачитель козней мирового масонства) писали (пунктуация оригинала сохранена):
В „перестроечный период”, Садовников, в числе других „красных директоров” за скепсис к „ускорениям и перестройкам” был отстранен от работы по прямому указанию Генсека КПСС Горбачева М.С. 2 февраля 1990 г. Садовников Владимир Геннадьевич застрелился. „Красный директор” был для молодых инженеров примером для подражания, а благодарные воткинцы поставили ему памятник в центре города-завода.
Достоверность этого рассказа вызывает сомнения, так как из биографии известно, что Садовников ушел на пенсию в 1988 году, достигнув пенсионного возраста.
Пермская публицистка Галина Чудинова, рассказывая о городе Воткинске, приводит рассказ местного жителя, сообщающего другую версию самоубийства:
Все это строилось при жизни Садовникова, по тем временам — полного хозяина города. Двадцать два года возглавлял он коллектив Воткинского завода. Вспомни, каким сложным было послевоенное время, но он смог наладить серийное производство ракет „Тополь” и „Булава”. Свою задачу он видел в переоборудовании завода до мирового уровня, но в 1990 году съездил в Америку, увидал, как налажено производство там, вернулся домой и покончил жизнь самоубийством.
Впрочем, эта версия так же не стыкуется с датой выхода директора завода на пенсию и, скорее всего, представляет собой городскую легенду.
Но достоверная история о самоубийстве главного конструктора оборонного предприятия все же есть. Только относится она совсем к другим временам — к 2017 году. Онлайн-издание «Каспаров.ru» писало:
Перед массовым сокращением в космическом КБ застрелился главный конструктор.
Тело 42-летнего Андрея Арзуманова, заместителя директора и главного конструктора ковровского КБ „Арматура”, которое с 1997 года входит в состав космического научно-производственного центра имени Хруничева, обнаружено 24 мая в реке Уводь рядом с личным автомобилем. На теле — одно смертельное огнестрельное ранение. Представитель СКР во Владимирской области Ирина Минина 26 мая сообщила изданию „ПроВладимир”, что в качестве основной версии рассматривается добровольный уход из жизни. <…>
Владимирское издание „Призыв” 18 мая со ссылкой на свои источники сообщило о готовящемся сокращении порядка 200 сотрудников из 1200–1400 занятых на предприятии. По информации издания, до конца 2017 года могут уволить половину работников КБ.
Представитель КБ „Арматура” подтвердил сообщение о гибели Арзуманова. Существование какой-либо связи между его смертью и появившимися сообщениями о готовящихся масштабных сокращениях в КБ он категорически отверг.