«Вести» выпустили разоблачительный сюжет, который на сайте программы получил заголовок «Миф о равноправии: футболист из России не прижился в американском клубе». В нем говорится:
«„Продолжал ездить на тренировки. Со мной общались как ни в чем не бывало, но в заявку на матч я больше ни разу не попал”. История российского футболиста, воспитанника „Динамо“ Валерия Сарамутина, который формально выступает за американский клуб Austin Bold, но фактически перестал выходить на поле. Можно подумать, дело тут в недостаточной самоотдаче или плохой физподготовке. В конце концов, обычно говорят, что тренеру виднее. Вот только сам легионер „Остина” считает иначе. Дескать, полностью готов играть от свистка до свистка, однако лишился места в составе команды из-за движения Black Lives Matter.
Как выяснилось, перед одной из игр еще в августе, когда западный спорт, да и не только спорт, захлестнула мода вставать на одно колено в знак поддержки темнокожего населения США, россиянин следовать тренду отказался, чем якобы проявил неуважение к одноклубникам.
Таким образом, приговорил самого себя к месту даже не на скамейке запасных, а в глубоком резерве. И вот красноречивая цитата: „Что со мной будет дальше, я не знаю”. <…>
На поле сесть на колено, и слово против темнокожих сказать нельзя. Валерий Сарамутин не единственный, кто столкнулся с проблемами в команде на почве цвета кожи. В том матче еще в конце августа капитан клуба поспорил с тренерским штабом. Он счел, что они намеренно выводили на поле афроамериканцев. В то время, когда сильнейшие игроки прозябали на скамейке. На сторону лидера команды встал только российский футболист. В итоге — оба отстранены. Вопрос: где спорт, а где политика?»
«Вести» излагают историю Валерия Сарамутина (кстати, такого же россиянина, как и американца; он родился в Нью-Джерси и имеет два гражданства) исключительно с его собственных слов. Но руководство клуба объявило ему, что он не попадает в заявку из-за плохой физической формы, и статистика матчей скорее подтверждает эту версию.
Из 16 матчей сезона-2020 Сарамутин участвовал в пяти, причем сыграл всего 110 минут. 4 раза он выходил на замену, а в том единственном матче (с «Сан-Антонио»), в котором попал в основной состав, его заменили на 30-й минуте; его команда к тому моменту проигрывала 0:2.
В интервью «Спорт-Экспрессу» Сарамутин рассказывал:
«Я продолжал ездить на тренировки, участвовал в двусторонках, со мной общались как ни в чем не бывало. Но в заявку на матч я больше ни разу не попал. Штрафов не выписывали — тренер мне объяснял, что я физически не готов играть. Но это чушь: примерно в то же время „Боулд” подписал контракт с футболистом, не игравшим около года, и тот сразу стал попадать в состав».
Судя по индивидуальной статистике игрока, не такая уж и чушь, особенно если учесть случившийся у него двухнедельный перерыв в тренировках из-за карантина: у игрока, жившего с Сарамутиным в одном доме, нашли коронавирус.
В том же интервью Сарамутин рассказал о двух случаях, когда он отказывался встать на колено, и о том, что после второго перестал попадать в заявку:
«С августа началась еще одна акция: на 8-й минуте матчи останавливали, все снова опускались на колено и ждали отметки в 8 минут 46 секунд — столько времени душили Флойда. Эта акция впервые была проведена 31 августа в матче с „Оклахомой”, я на колено опять не встал».
В матче с «Оклахома-Сити энерджи» 31 августа Сарамутина выпустили на замену на 89-й минуте, а из телевизионной трансляции матча видно, что на колено вставали только те, кто в тот момент находился на поле; запасные игроки на поле не выходили. Так что Сарамутин прав, утверждая, что не вставал на колено, но не упомянул, что от него этого никто и не ожидал. Похоже, что проблемы Сарамутина в клубе вряд ли объясняются его нежеланием поддерживать движение BLM.