Замдиректора департамента по гуманитарному сотрудничеству и правам человека МИД РФ Григорий Лукьянцев, выступая на совещании ОБСЕ по правам человека в Варшаве, где Россию подвергли критике за жесткие действия полиции и Росгвардии во время несогласованных акций протеста, заявил:
«К сожалению, мероприятие показало, что у ряда делегаций сохраняется политизированный и антироссийский настрой. Примером служат выступления США, Канады и стран-членов ЕС, пытавшихся безосновательно обвинять Россию, в частности, в нарушении свободы собраний. <…>
Полиция США имеет право в определенных обстоятельствах производить аресты при массовом скоплении людей, в Канаде закреплен запрет на “стихийные” акции и полномочия полиции на жесткие действия при реальной угрозе беспорядков, во Франции установлены штрафы и тюремное заключение за проведение запрещенных манифестаций, а в Великобритании за это же правоохранителям разрешены применение физической силы и спецсредств».
В США порядок проведения акций протеста регулируется не федеральным законодательством, а законами каждого штата. Но Билль о правах гарантирует всем американцам свободу слова и свободу собраний; никакие законы не могут умалять эти фундаментальные права.
При этом полиция может пресекать акции протеста и задерживать протестующих, если их действия связаны с насилием или создают помехи для критически важной инфраструктуры. Так, в июне этого года нью-йоркская полиция арестовала 70 активистов экологического движения Extinction Rebellion, которые лежали на мостовой, перегородив Восьмую авеню возле здания редакции The New York Times и центрального автовокзала Нью-Йорка (они протестовали против недостаточно серьезного отношения газеты к проблеме изменения климата). Полиция посчитала, что поддержание работы автовокзала требовало именно таких жестких мер. О наказаниях участникам этой акции нигде, в том числе и на сайте самого экологического движения, не сообщается.
Международная некоммерческая организация ICNL (International Center for Non-Profit Law) основала проект US Protest Law Tracker — сводку американских законодательных актов, ограничивающих право на протест. За последний год в разных штатах принято 16 таких законов; они касаются протестных акций вблизи важных инфраструктурных объектов (в частности, трубопроводов), вторжения на частную территорию, ношения масок, закрывающих лица.
Эти ограничения невозможно сравнить с жестким разгоном акций протеста в Москве и уголовным преследованием их участников, которые в большинстве случаев даже не выходили на проезжую часть (за исключением эпизода с четырехминутным перекрытием Садового кольца после разгона акции на Тверской улице 27 июля) и соблюдали правила уличного движения.
В Канаде, как и практически во всех странах Запада, действует уведомительный порядок организации массовых акций. В 2012 году в провинции Квебек во время массовых протестов, вызванных повышением платы за обучение в университетах, был введен временный чрезвычайный закон, требовавший предварительного оповещения полиции об акции за 8 часов до ее начала, запрещавший проведение акций в непосредственной (до 50 м) близости к учебным заведениям и устанавливавший высокие штрафы за нарушения. В результате начались массовые беспорядки, столкновения с полицией и аресты. Это привело к политическому кризису, в результате которого сменилось правительство провинции; новое правительство издало декрет, фактически прекращающий действие чрезвычайного закона.
Во Франции законодательство предусматривает уголовное наказание за «тяжелые нарушения общественного порядка». Точного определения этого понятия в законе нет, но на практике власти обычно воздерживаются от применения жестких мер. Так, после сопровождавшихся вандализмом акций «желтых жилетов» весной этого года реальные тюремные сроки получили всего 18 человек, которые не имели во Франции постоянного места жительства. А в 2016 году наградили за правильные действия двоих полицейских, которые, когда участники акции протеста забросали их машину «коктейлем Молотова», вышли из нее и спокойно наблюдали, как она горит.
В Великобритании полиция может применять силу только в случае массовых беспорядков, участники которых сами применяют насилие. В случае ненасильственных акций, создающих помехи для движения транспорта, как в случае с тем же движением Extinction Rebellion, перекрывавшим улицы не только в США, но и в нескольких британских городах, полиция может арестовать нарушителей, но силу не применяет, если те не оказывают сопротивления.