Расследования
Репортажи
Аналитика
  • USD92.51
  • EUR98.91
  • OIL88.19
Поддержите нас English
  • 3613

«Вести недели» посвятили один из сюжетов прошедшему в Израиле музыкальному конкурсу «Евровидение». В России вообще традиционно придают большое значение этому не особенно важному в контексте мирового шоу-бизнеса мероприятию, и каждый раз (за исключением 2008 года, когда победил российский участник Дима Билан) СМИ заявляют, что недостаточно высокий результат России объясняется политическими соображениями.

На этот раз представитель России Сергей Лазарев занял третье место, а возмущенный хор возглавил флагман телепропаганды — «Вести недели». Сюжет Сергея Пашкова на сайте программы озаглавлен «Политика: жюри 17 стран дали Лазареву ноль баллов».

По правилам конкурса результаты участников складываются из оценок профессиональных жюри и телезрителей в пропорции 50:50; голоса подсчитываются отдельно в каждой участвующей стране. Баллы начисляются только тем, кто в той или иной стране попал в десятку лидеров по мнению жюри или зрителей.

Сергей Лазарев в сюжете корреспондента Сергея Пашкова возмущается:

«Второй раз со мной, с Россией та же самая история, что многие страны игнорируют наше выступление. 17 стран, если быть точным, проголосовали “нулями”».

Корреспондент подхватывает:

«Это можно объяснить только политикой. Жюри не слышит и не видит одного из лучших вокалистов Европы, в то время как зрители тех же самых стран голосуют за Лазарева. Вот лишь фрагмент эстетических разногласий зрителей и экспертов: в Израиле и Чехии телезрители дали российскому певцу высшую оценку — 12. Судьи поставили ноль. Меломаны Португалии оценили Сергея в 10 баллов. Судьи поставили ноль. Любители песни из Сербии, Грузии, Германии дали по восемь очков. Судьи поставили ноль. Жители Эстонии, Латвии, Литвы, Молдавии наградили россиянина высшей оценкой, когда судьи поставили в два, в три, в четыре и даже в двенадцать раз меньший балл.

Так называемое профессиональное жюри было создано, чтобы разрушить междусобойчик зрителей из братских стран и народов, традиционно от конкурса к конкурсу поддерживавших друг друга. Но оказалось, что судейская коллегия работает отнюдь не по части музыки. Судьи последовательно и бесцеремонно отнимают у зрителей их конкурс, навязывая “Евровидению” свои сомнительные представления о добре и зле».

Впрочем, если бы Сергей Пашков внимательно следил за ходом голосования, он обнаружил бы, что такое происходит не только с Лазаревым: «представления о добре и зле» профессионалов шоу-бизнеса, входящих в жюри, и телезрителей совпадают не так уж часто. Первое место по голосам зрителей досталось норвежской группе KEiiNO, но профессионалы поставили ее на 16-е место, и в итоге она оказалась 5-й. В свою очередь, лидера голосования профессионалов шведа Джона Лундвика зрители определили на скромное 9-е место, по полученным от зрителей баллам он отстал от норвежцев более чем втрое, а его итоговый результат — 6-е место. А певица из Северной Македонии Тамара Тодевска, со своим феминистским гимном лишь на два балла отставшая от шведа по голосам жюри, в зрительском рейтинге оказалась 12-й, что дало ей итоговое 8-е место. Придумать политическую интригу, которая объясняла бы все это, корреспонденту «Вестей недели», по-видимому, не удалось.

Результат Лазарева на этом фоне выглядит несколько более «сбалансированным»: 4-е место по мнению зрителей, 9-е по мнению жюри и 3-е по сумме. Как ни парадоксально, голоса профессионалов позволили ему подняться на одну ступеньку по сравнению с результатом зрительского голосования, и объясняется это только тем, что оценки жюри и зрителей в большинстве случаев сильно разошлись. Отчасти дело в том, что зрителей могут привлекать яркие визуальные эффекты, а профессионалы оценивают прежде всего музыкальные достоинства конкурсных номеров (так, фрик-шоу исландской группы Hatari с левацким политическим подтекстом заняло 6-е место по голосам зрителей и лишь 14-е по мнению жюри). Впрочем, номер победителя, понравившийся и профессионалам (3-е место), и зрителям (2-е место), вообще был лишен каких-либо внешних зрелищных элементов.

Возмущение корреспондента «Вестей недели» вызвал инцидент, показавшийся ему подозрительным:

«Выходя на подмостки финала “Евровидения”, Сергей Лазарев уже знал, что будут аннулированы результаты голосования белорусских судей. Необъяснимая, запрещенная утечка в Сеть о предпочтениях белорусского жюри в полуфинале ударила по России, по Сергею. “Для нас это было шоком, мы очень рассчитывали на поддержку жюри Белоруссии, мы не досчитались больших баллов, 12 баллов”, — сказал Лазарев. Это странно, но телеведущая из Белоруссии зачитает не мнение своих экспертов, а некую бумагу из Женевы, средний балл никому не ведомого резервного жюри, где России не досталось ни одного очка».

А произошло вот что: после полуфинала конкурса члены белорусского профессионального жюри дали интервью порталу tut.by и рассказали, кто за кого голосовал. По правилам это считается конфиденциальной информацией, которую нельзя разглашать до окончания финала. Поэтому организаторы конкурса решили отстранить белорусское жюри от финала. Как объяснили оскандалившиеся члены жюри, они почему-то об этом правиле не знали.

Дальше начинаются странности: понять, чем же заменили баллы белорусского жюри, практически невозможно. По правилам конкурса в случае невозможности получить действительный результат национального жюри его заменяет усредненный результат профессиональных жюри из заранее выбранной группы стран. Белорусский портал «СБ» уточняет, что в данном случае это Россия, Армения, Азербайджан и Грузия. Но тот результат, который был оглашен белорусской телеведущей, таким способом получить невозможно: высшая оценка — 12 баллов — досталась израильтянину Коби Марими, и эти 12 баллов оказались единственными, которые он получил по итогам голосования всех 40 жюри. Загадка остается загадкой.

Зато очевидно другое обстоятельство, на которое не обратил внимания корреспондент «Вестей недели»: в итоговом протоколе отрыв победителя — Дункана Лоренса из Нидерландов — и занявшего второе место итальянца Мамуда от Лазарева достаточно велик. Даже если бы российский певец получил от белорусского жюри максимальные 12 баллов, это никак не смогло бы повлиять на его место в итоговой таблице.

Завершают свой сюжет «Вести недели» так:

«Появилась информация, что [победитель конкурса] Дункан исполнил песню из своего репертуара двухлетней давности, нарушив важнейшее правило конкурса, а значит, может быть дисквалифицирован. В этом случае Сергей Лазарев будет вторым в окончательном зачете».

К моменту выхода сюжета в эфир уже было известно, что результаты конкурса изменены не будут. Дункан Лоренс вовсе не исполнял на конкурсе песню, которая уже два года была у него в репертуаре. Два года назад он всего лишь опубликовал на YouTube ее черновой набросок, который увидели только несколько сот человек. Организаторы конкурса признали, что это нельзя считать официальным коммерческим выпуском песни, а следовательно, правила не нарушены.

Подпишитесь на нашу рассылку

К сожалению, браузер, которым вы пользуйтесь, устарел и не позволяет корректно отображать сайт. Пожалуйста, установите любой из современных браузеров, например:

Google Chrome Firefox Safari