РИА «Новости» сообщает о заявлении представителя Министерства обороны России Игоря Конашенкова:
«Израиль нанес авиаудар по Сирии в момент, когда в аэропорты Бейрута и Дамаска заходили на посадку гражданские лайнеры. <…> По его словам, чтобы избежать трагедии, были установлены ограничения на применение сирийской армией средств противовоздушной обороны и радиоэлектронной борьбы. Именно это “позволило авиадиспетчерам в Дамаске увести пассажирский самолет из опасного района и направить его на запасной аэродром Хмеймим”».
Подробностей об оказавшихся в опасности гражданских самолетах Конашенков не сообщает. И никакой информации о них найти невозможно.
По сообщениям сирийских СМИ, атака началась 25 декабря около 22 часов по местному времени и продолжалась около полутора часов. По данным Flightradar24, в международном аэропорту Дамаска после 22:00 должен был совершить посадку только один рейс — 6Q 542 компании Cham Wings Airlines из Басры в 22:45. Статус его обозначен как неизвестный — нет данных ни о фактическом времени вылета, ни о приземлении.
В расписании бейрутского международного аэропорта имени Рафика Харири в это время значится прибытие семи рейсов — Middle East Airlines из Лагоса, British Airways из Лондона, Middle East Airlines из Ларнаки, той же комании из Стамбула, Pegasus Airlines из Стамбула, Middle East Airlines из Абу-Даби и Emirates из Дубаи. Все они вовремя приземлились в Бейруте. Ни один из рейсов в Бейрут в тот день не был перенаправлен на запасной аэродром.
В принципе можно было бы предположить, что Конашенков, говоря о перенаправленном рейсе, имел в виду именно рейс Cham Wings Airlines из Басры в Дамаск. Но в интернете не обнаруживается никакой информации о каких-либо связанных с ним чрезвычайных ситуациях, что выглядит странно: сирийским СМИ незачем об этом умалчивать. Статус «неизвестен» на сайте Flightradar24 (как и на Flightstats, и на Airportia) — не основание для подозрений, так как точно такой же статус и у предыдущего аналогичного рейса неделей раньше.
Кроме того, непонятно, как вообще израильский ракетный удар по целям в районе Дамаска мог угрожать самолетам, приземляющимся в Бейруте. Официально Дамаск обвиняет Израиль в использовании воздушного пространства Ливана. Ливан подтвердил факт полетов израильских военных самолетов в районе города Тир (Сур) на юге страны. Тир расположен к юго-западу от Дамаска, Бейрут — к северо-западу. Следовательно, с траекторией израильских ракет мог пересечься только самолет, направлявшийся в Бейрут с юга (например, из Восточной Африки). Таких рейсов во время атаки не было.
Правда, уже был случай, когда сирийские войска ПВО вместо израильского военного самолета по ошибке сбили российский.