Программа ВГТРК «Вести» откликнулась на заявление министра инфраструктуры Украины Владимира Омеляна о намерении прекратить железнодорожное и автобусное сообщение с Россией сюжетом под названием «Верховная рада: запрет на транспортное сообщение с Россией добьет Украину». Приводим этот лаконичный текст целиком:
«Украина держится на плаву только за счет своих граждан, которые работают в России. Запрет на транспортное сообщение ее добьет, считают в Верховной Раде.
За первые полгода в 2018 году на заработки в нашу страну выехали свыше 200 тысяч украинцев. И это — лишь официальная статистика. Неофициально, по словам депутатов, в России работают миллионы. Они кормят свои семьи и платят налоги на родине, передает телеканал «Россия 24».
Кроме того, если сообщение прекратят, Украина будет отрезана от мировой экономики и потеряет миллиарды, считают в Раде».
В сюжете нет ни слова о том, кто же выразил это «мнение Верховной Рады». Но сюжет проиллюстрирован кадрами из программы украинского телеканала «112» «Кто кому Рабинович». Это авторская программа известного украинского бизнесмена и политика Вадима Рабиновича.
Рабинович — действующий депутат Верховной Рады, член фракции «Оппозиционный блок». Из партии «Оппозиционный блок» он вышел, но во фракции остался: выход из нее означал бы потерю мандата, так как он избран по партийному списку. По отношению к действующим властям Украины депутат настроен крайне оппозиционно. В 2016 году он баллотировался в президенты Украины и набрал 2,5% голосов. С его фигурой связан давно тянущийся политический скандал: его обвиняют в том, что он избрался в Раду незаконно, так как скрыл, что у него есть гражданство Израиля. Сам он наличие израильского гражданства отрицает.
«Вести» изложили именно его мнение, но основную мысль исказили: на самом деле беспокоится он не столько из-за трудовой миграции, сколько из-за возможной потери транзитного грузооборота. Об этом более подробно рассказали «РИА Новости», НТВ, «Московский комсомолец», причем их материалы текстуально совпадают чуть ли не полностью.
Мнение, приписанное «Вестями» Верховной Раде, довольно спорно. В последние годы украинцы чаще отправляются на заработки в страны Евросоюза, преимущественно в Польшу, Чехию и Венгрию, чем в Россию. Страны Центральной Европы не скрывают, что заинтересованы в украинской рабочей силе. Как сообщал в апреле украинский журнал «Новое время», по оценке Союза предпринимателей и работодателей Польши, для поддержания роста экономики в стране необходимо привлечь около 5 млн мигрантов; поэтому в течение 2018 года количество приглашений на работу для граждан Украины составит 3 млн. Чехия и Словакия также увеличивают количество рабочих мест для украинцев. При этом всего за рубежом работают около 5 млн граждан Украины, так что на долю России остается не так уж и много.
Оценить количество украинских «заробитчан», работающих в России неофициально, крайне затруднительно, но на этом рынке им трудно конкурировать с приезжими из стран Центральной Азии. И совершенно непонятно, на чем основано предположение, что они платят в Украине налоги с неофициально заработанных сумм. Обычно с заработков «в конверте» налоги не платят вообще, так как их практически невозможно проконтролировать.
И вовсе уж трудно понять, чем мера, затрудняющая трудовую миграцию, была бы так уж опасна для украинской экономики. Напротив, украинские экономисты тревожатся из-за того, что утечка рабочей силы приобретает угрожающие масштабы.
Разумеется, идея министра инфраструктуры сама по себе довольно спорна; от прекращения прямого сообщения между Украиной и Россией вряд ли выиграет кто-то, кроме белорусских транспортных компаний. Но заявление оппозиционера, искаженное «Вестями» и приписанное украинскому парламенту, имеет мало общего с реальностью.