Темы расследованийFakespertsПодписаться на еженедельную Email-рассылку
Политика

Профессор МГИМО Татьяна Шаклеина: Трампу не удастся решить проблему Сирии на встрече с Путиным

7 июля на полях саммита G20 в Гамбурге состоится первая личная встреча Владимира Путина и Дональда Трампа. The Insider поговорил с профессором МГИМО, специалистом по российско-американским отношениям и внешней политике США Татьяной Шаклеиной о том, какие вопросы обсудят президенты и удастся ли наладить конструктивный диалог России и США. 

Думаю, что вопрос вмешательства России подниматься Трампом не будет, потому что если его поднимать, никакого конструктивного диалога не будет, так как президент Путин уже отвечал неоднократно, что этого нет и говорить здесь не о чем. Вряд ли с этого стоит начинать встречи «в верхах».

На предстоящей встрече вопрос Сирии решить не удастся

Есть другие вопросы, которые очень важно обсудить России и Соединенным Штатам. Это, прежде всего, вопрос борьбы с терроризмом, ИГИЛ и, конечно, судьба Сирии. Как сотрудничать, как координировать свои действия. Это долгосрочная тема, она очень важная и она должна стоять на повестке дня. Сейчас, на предстоящей встрече, вопрос Сирии решить не удастся. Требуются очень серьезные дальнейшие переговоры. Главное, чтобы был поставлен вопрос о возобновлении конструктивного диалога по всем вопросам и чтобы работали группы специалистов, которые могли бы согласовывать свои действия.

Российско-американские отношения находятся в очень глубоком кризисе. И необходимо выводить их на какой-то новый уровень. Генри Киссинджер приезжал в Москву, выступал на «Примаковских чтениях», говорил с президентом. Он ведь не зря приехал в Москву. Есть очень сильное лобби в Америке, которое хотело бы, чтобы отношения вышли на другой уровень и ушли от этого кризисного состояния. Удастся ли Трампу это сделать, оторваться от политической рутины, которая существует в вашингтонском  истеблишменте? Они не дают ему работать, не дают что-либо делать. У нас есть отношения по сотрудничеству в космосе, в науке, в медицине, в обменах научных и образовательных. Все это доведено до крайнего состояния. Отношения НАТО-Россия – тоже очень сложный диалог. Есть очень большой комплекс вопросов, помимо Сирии, которые надо обсуждать: вопросы Арктики, Китая, серьезная ситуация в Азиатско-Тихоокеанском регионе.

Давление на Трампа внутри США влияет на его внешнюю политику.

Санкции вряд ли будут скоро сняты, потому что в этот вопрос вовлечен Конгресс. Он занимает четкую антироссийскую позицию. И очень жестко настроен весь истеблишмент в Вашингтоне. Они не готовы решать этот вопрос. Давление на Трампа внутри США, конечно, влияет на его внешнюю политику. Помимо Военно-промышленного комплекса это и бизнес-круг, который вовлечен в войну, в производство вооружений, в модернизацию армии. Это этнические лобби, бизнес-лобби, которые тоже продавливают свои интересы. Многие из них  заинтересованы в продолжении войны, в нестабильности. Трамп принял решение о колоссальном увеличении военного бюджета сразу после своего прихода к власти. Он не самостоятелен в этом вопросе, поэтому он вынужден прислушиваться. Действия в Сирии, на мой взгляд, продиктованы не только неопытностью Трампа, но и тем, что сам он является представителем крупного бизнеса и отражает его интересы. И, конечно, когда сейчас делаются заявления о том, что можно нанести удар по КНДР, надо отдавать себе отчет в том, что это невозможно сделать. Нужно действовать коллективно, дипломатически. Президент США не может сделать это единолично, взмахом руки. Трамп говорит об этом либо не зная, что этого нельзя сделать, либо зная, но просто пугая лидеров КНДР, ну и пугая всех вокруг. Он – часть своего истеблишмента, и многое объясняется этим.