После почти трехнедельного перерыва по международно признанной российской территории вновь были применены американские дальнобойные ракеты ATACMS — атаке подверлись военные объекты в Таганроге. Подводя первые итоги использования ATACMS и Storm Shadow / SCALP-EG по непосредственно России, можно сделать вывод: их эффект очень ограничен из-за того, что значительная часть подходящих для них целей выведена за пределы досягаемости этих ракет, а также из-за небольшого количества ударных средств этого типа в распоряжении ВСУ. Но не оправдались и опасения тех наблюдателей, кто предвещал неизбежную эскалацию, — Кремлю, по сути, оказалось нечем ответить на удары ATACMS.
Какие удары были нанесены по территории России
В середине ноября 2024 года в американской прессе появились сообщения (1, 2) о выданном администрацией уходящего президента США Джо Байдена разрешении ВСУ наносить удары дальнобойными ракетами по международно признанной территории России. Речь шла о ракетах ATACMS и Storm Shadow / SCALP-EG, которые были переданы Украине ранее, но до последнего времени использовались только по целям на оккупированных украинских территориях.
С этого момента было известно о следующих случаях применения ATACMS и Storm Shadow / SCALP-EG собственно по России:
- 19 ноября — атаке ATACMS подвергся 67-й арсенал ГРАУ недалеко от города Карачев в Брянской области. О значительном ущербе не сообщалось.
- 20 ноября — атаке Storm Shadow / SCALP-EG подвергся командный пункт группировки войск «Север» в Марьине в Курской области. Сообщалось о гибели 18 российских военнослужащих и ранении высокопоставленного северокорейского военного.
- 23 ноября — атаке ATACMS подверглась позиция ЗРК С-400 в Курской области. Сообщалось об уничтожении двух пусковых установок, РЛС, гибели пятерых военнослужащих и трех гражданских специалистов концерна «Алмаз-Антей» (поскольку комплекс проходил ремонт).
- 25 ноября — атаке ATACMS подвергся аэродром Курск (Восточный) в Курской области. О значительном ущербе не сообщалось.
Минобороны РФ во всех случаях не только признавало сами атаки, но и в совершенно нетипичной для войны в Украине манере описывало причиненный ущерб, понесенные потери и даже публиковало фотографии отдельных элементов ракет в местах «прилетов» (1, 2, 3, 4).
В промежутке между этими ударами Владимир Путин подписал указ об изменении ядерной доктрины, снижающем порог применения ядерного оружия, также впервые в истории была использована в боевых условиях стратегическая баллистическая ракета «Орешник» с гиперзвуковыми боевыми блоками — по украинскому городу Днепр. В отдельно выпущенном обращении Путин подчеркнул, что пошел на этот шаг «в ответ на применение американского и британского дальнобойного оружия».
После этого ВСУ почти три недели воздерживались от новых ударов по российской территории, пока в ночь на 11 декабря 2024 года не выпустили как минимум шесть ATACMS (по данным Минобороны РФ) по Таганрогу. В результате на военном аэродроме и в расположении одной из частей 41 военнослужащий получил ранения, один человек погиб.
Какие цели попадают в радиус поражения?
ATACMS и Storm Shadow / SCALP-EG вынуждают российское командование подстраиваться под угрозы ударов в глубоком тылу. Сам Владимир Путин недавно подробно рассказывал, что ATACMS — это аналог российских оперативно-тактических ракет «Искандер», а Storm Shadow / SCALP-EG — аналог российской ракеты воздушного базирования Х-101. Различные модификации ATACMS имеют дальность в 165 км и 300 км, ракеты Storm Shadow / SCALP-EG, переданные Украине, как считается, ограничены дальностью в 300 км. Следует иметь в виду, что пуски таких дорогостоящих ракет совершаются на существенном удалении от линии боевого соприкосновения или границы. Вне зависимости от типа базирования (наземного или воздушного), удаление составляет не менее 25–50 км.
В различных СМИ часто встречается оценка от ISW о «сотнях целей» для западного дальнобойного оружия на российской территории. На самом деле, действительно важных целей (именно военных, без учета объектов критической инфраструктуры, крупных промышленных предприятий и т.п.) гораздо меньше.
При оценке важности тех или иных объектов необходимо искать баланс между влиянием, которое их уничтожение окажет на положение на линии фронта, и ограниченным запасом средств для их поражения. К таким целям относятся прежде всего крупные склады боеприпасов и военные аэродромы (авиабазы), поскольку в текущих условиях применение ФАБ с УМПК выступает одним из ключевых элементов стратегии огневого поражения, избранной ВС РФ.
The Insider идентифицировал и нанес на карту свыше 30 крупных складов боеприпасов и аэродромов / авиабаз в зоне досягаемости украинских дальнобойных боеприпасов.
Радиус действия средств дальнего огневого поражения, имеющихся в распоряжении ВСУ, и потенциальные военные цели на территории России
The Insider
На пределе дальности западные ракеты достанут и до новых мест стоянки кораблей Черноморского флота в Новороссийске. При этом на карту намеренно не были нанесены места развертывания комплексов ПВО (которые, безусловно, подходят в качестве целей для таких ударов), ввиду их мобильности, а также логистические транспортные узлы, поскольку для дезорганизации их работы ракеты типа ATACMS и Storm Shadow / SCALP-EG не очень подходят. Что касается последних, то они напрямую предназначены для поражения командных пунктов, в том числе заглубленных, благодаря проникающей боевой части, что и было продемонстрировано 20 ноября 2024 года ударом по штабу в Марьино в Курской области.
Также важный нюанс заключается в том, что для гарантированного поражения цели необходимо использовать одновременно много ракет, делая поправку на работу российской ПВО. В этом случае ракеты ATACMS могут использоваться именно для поражения ЗРК, а уже после этого ВСУ получат возможность наносить удары по российской территории средствами поражения собственной разработки, включая ракеты и барражирующие боеприпасы.
Как применение ATACMS и Storm Shadow повлияет на ход войны?
По-прежнему неясно, в каких границах дано разрешение на применение западных ракет. Пока что известно об ударах в Брянской, Курской и Ростовской областях — всего пять эпизодов с общим расходом (согласно информации Минобороны РФ) 25 ракет ATACMS и 12 Storm Shadow / SCALP-EG. Есть еще неподтвержденные сведения о попытке ударить Storm Shadow по Ейску в Краснодарском крае.
Известные атаки ATACMS и Storm Shadow / SCALP-EG по территории России
The Insider
Продемонстрированный набор целей (два аэродрома / авиаремонтных предприятия, один командный пункт, одна позиция ЗРК и один комплекс хранения боеприпасов) пока что говорит о попытках нанести ущерб российской авиации, причем именно на тактическом уровне, а также нарушить боевое управление и «проредить» зону прикрытия ПВО.
Удары ATACMS и Storm Shadow / SCALP-EG, судя по всему, могут сыграть свою роль в ходе боевых действий в Курской области (хотя украинские военные оттуда пока не почувствовали особого эффекта). По некоторым данным, перед группировкой ВС РФ стоит задача полностью ликвидировать курский плацдарм ВСУ к инаугурации Дональда Трампа 20 января 2025 года, чтобы повлиять на российские переговорные позиции, и именно этого Украина может попытаться не допустить с помощью ударов ATACMS.
Чтобы понять, насколько ограничено влияние ударов западными ракетами, можно рассмотреть один из самых масштабных комбинированных российских налетов за всю войну, состоявшийся 17 ноября 2024 года.
Если верить украинским мониторинговым ресурсам (1, 2), то в подготовке и осуществлении пуска свыше 100 ракет Х-101/Х-555 и «Калибр», восьми ракет «Кинжал» и двух ракет Х-22 было задействовано 15 Ту-95МС, шесть Ту-160, два Ту-22М3, восемь МиГ-31К, а также морские носители ракет «Калибр». Самолеты поднимались в воздух с аэродромов в Мурманской, Саратовской и Нижегородской областей, а рубежи пуска ракет находились в Волгоградской и Тамбовской областях, а также над акваториями Чёрного и Каспийского морей. Ни ATACMS ни Storm Shadow / SCALP-EG не достанут ни до одной из тех баз, где располагаются самолеты и хранятся средства авиационного поражения.
Если бы решение о поставке западных ракет безо всяких географических ограничений было принято перед украинским контрнаступлением летом 2023 года, а не после его провала, эффект был бы куда бóльшим. Например, в октябре 2023 года ATACMS показали высокую эффективность во время удара по полевому аэродрому с вертолетами в Запорожской области, но это произошло уже после летней кампании, когда российская армейская авиация почти беспрепятственно расстреливала украинские механизированные колонны.
По оценкам американских чиновников, к сентябрю 2024 года в 300-километровой зоне на российской территории почти не осталось целей для западных ракет, поскольку 90% самолетов, запускающих ФАБ с УМПК, переместили восточнее. Помимо этого, важный ограничительный фактор — это количество самих ракет. Согласно подсчетам колумниста The Insider по вопросам безопасности и обороны Колби Бэдвора, по состоянию на декабрь 2023 года в распоряжении США имелось всего 1138 ракет с неистекшими сроками эксплуатации, еще 1238 ракет можно было модернизировать с продлением сроков. Текущие поставки Storm Shadow / SCALP-EG для ВСУ исчисляются «десятками ракет».
Но по меркам текущей войны это не так уж мало. По украинским данным, на сентябрь 2024 года с февраля 2022 года ВС РФ использовали всего 1300 ракет «Искандер» (аналог ATACMS) и 1846 ракет Х-101/Х-555 (аналог Storm Shadow / SCALP-EG). Иными словами, в случае бесперебойных поставок Украине может возникнуть паритет возможностей в применении высокоточного оружия большой дальности, хотя на данном этапе в распоряжении Кремля таких средств гораздо больше, и летят они гораздо дальше.
Администрация Байдена разрешила применять дальнобойные ракеты, реагируя на появление в зоне боевых действий северокорейских военных, а вовсе не на запросы самой Украины, которая добивалась такого разрешения довольно давно. При этом дипломатическое значение уже принятого решения может оказаться гораздо больше военного в случае начала переговоров о прекращении огня.
Возможно, удары дальнобойными ракетами по российским складам и аэродромам всё же дали некоторый эффект: по крайней мере, с конца ноября 2024 года фиксируется снижение интенсивности применения российской стороной ФАБ с УМПК.
Таким образом, регулярное применение ATACMS и Storm Shadow / SCALP-EG на всю доступную им глубину вдоль линии фронта повлияет на планирование действий российской группировки: неизбежно придется выстраивать логистику и перемещение войск, увеличивая и усложняя транспортное плечо и время реагирования на те или иные вызовы.
Фальшивая эскалация
Многие наблюдатели опасались того, что применение западных ракет по российской территории может спровоцировать новый виток эскалации. В отдельных СМИ напрямую связали разрешение на удары ракетами ATACMS и Storm Shadow / SCALP-EG с изменением российской ядерной доктрины, однако это, скорее всего, не так. Владимир Путин сообщил об изменении доктрины еще 25 сентября 2024 года на заседании Постоянного совещания Совбеза РФ по ядерному сдерживанию. Суть новой версии документа сводится к снижению порога применения ядерного оружия, а сам Путин ранее говорил, что удары западными ракетами по территории России означают прямое участие стран НАТО в украинской войне, что меняет «саму природу конфликта».
В качестве ответа по предприятию «Южмаш» в украинском городе Днепр применили баллистическую ракету средней дальности «Орешник» с гиперзвуковыми боевыми блоками. По словам Путина, эффект от «Орешника» сопоставим с ядерным оружием и даже падением метеорита, хотя специалисты сомневаются, что ракета имеет какой-либо смысл без ядерной боевой части.
Не исключено, что за новыми ударами по российской территории последуют и новые пуски «Орешника», однако куда больший эффект, как это случалось и ранее при пересечении кремлевских красных линий, окажет интенсификация ударов по критической инфраструктуре в Украине. На ход войны в Украине (именно на украинский ТВД) применение «Орешника» вряд ли существенно повлияет. Предполагаемая забрасываемая масса «Орешника» составляет 1,5 тонны взрывчатого вещества, что эквивалентно трем квазибаллистическим ракетам «Искандер» или трем «Кинжалам». И этих ракет в распоряжении Кремля очевидно больше, чем дорогостоящих и еще не принятых на вооружение «Орешников». В то же время результаты применения «Орешника» по «Южмашу» показали весьма ограниченную точность и разрушительную силу ракеты.
С точки зрения опасности ядерной эскалации ничего не поменялось: Путин и раньше имел формальные поводы применить ядерное оружие, а российские военные и раньше запускали по Украине потенциальные носители тактического ядерного оружия (те же «Искандеры» и «Кинжалы»). Иными словами, «Орешник» выполняет не военные цели, а функции передачи политического послания. И не Украине, а ее союзникам на Западе, прежде всего в Европе.
Что касается ATACMS и Storm Shadow / SCALP-EG, то главными факторами их эффективности будут регулярность поставок этих ракет ВСУ и география их применения по объектам в глубине территории России. Оба этих фактора зависят только от решений стран — союзников Украины. Но даже в случае положительных решений, ракеты совершенно точно не переломят ход войны.