В начале года мир обошли ужасающие кадры штурма правительственных зданий в столице Бразилии многочисленными сторонниками экс-президента страны Жаира Болсонару, который в октябре проиграл выборы левому кандидату Луису Инасиу Луле да Силве.
Нападавших было больше, чем стражей порядка. Им удалось захватить сразу три здания, олицетворяющие три ветви власти: президентский дворец Планалту, Конгресс и Верховный суд, созданные гениальным бразильским архитектором Оскаром Нимейером.
Властям пришлось мобилизовать не только 8 тысяч полицейских штата Бразилиа, но и правоохранителей из соседних штатов. Чтобы очистить здания, им понадобилось несколько часов. Внутри открывалась жутковатая картина вандализма и уничтожения бесценных предметов искусства. Сначала сообщалось, что было задержано 400 человек. Потом эта цифра подскочила до 1200. Сейчас, как отмечает New York Times, задержанных уже 1500.
Массовых беспорядков и попытку государственного переворота в Бразилии ждали, но предполагалось, что они произойдут или после осенних выборов, или сразу после инаугурации Лулы 1 января. Однако заговорщики выжидали до 8 января. Они неделями находились в палаточных лагерях рядом с военными казармами, вступали в контакт с военными и требовали, чтобы те свергли власть и отменили результаты выборов.
Бразильские политики и журналисты недоумевают: как власти позволили такому большому количеству людей так близко подойти к главным зданиям страны? Министр юстиции Флавио Дино говорит, что за три дня до нападения он провел совещание с руководителями ряда агентств безопасности. Они ожидали, что в воскресенье может начаться мятеж, но их стратегия обороны не сработала. Сейчас представители федерального правительства обвиняют в преступной халатности и даже в пособничестве нападавшим губернатора штата Бразилиа Ибанейса Рошу и его заместителей. Верховный суд страны отстранил Рошу от исполнения своих обязанностей сроком на 90 дней, идет расследование.
Но речь идет не только о просчетах местной власти и органов безопасности. Воскресные события уникальны для Латинской Америки. В отличие от всех других попыток переворотов, у этого нападения на бразильскую демократию не было лидера, некоего «сильного человека» из числа военных. Это восстание было вызвано глубинной причиной — его породило массовое убеждение, что выборы президента были сфальсифицированы.
Ведущую роль в подготовке к государственному перевороту сыграли социальные сети. В Telegram-каналах раздавались призывы к бразильцам вступить в «Партию боевого клича», которая должна была захватить как минимум шесть штатов страны и установить там свой контроль. «Нам нужно два миллиона бойцов! Патриоты! Мы уже организуем „Караван свободы“ с тысячей автобусов», — говорилось в сообщениях.
Особенно много ультраправых инфлюенсеров было в Twitter. Кстати, как сообщают бразильские СМИ, Илон Маск после покупки уволил почти весь персонал сети в Бразилии. Сотрудники занимались модерацией постов на предмет призывов к насилию и свержению власти.
После поражения Болсонару на выборах его сторонники много раз блокировали главные хайвеи страны, а в лагерях рядом с военными казармами вывешивали билборды «Stolen Election» («Украденные выборы»), что лишь подчеркивало аналогию с лозунгами Трампа и его сторонников в США.
То, что происшедшее в Бразилии слишком отчетливо напоминает штурм Капитолия сторонниками Трампа два года назад, отметили все без исключения как бразильские, так и американские политики и журналисты. «Экспорт трампизма в Бразилию: лозунг — отрицание результатов выборов», — так озаглавил свою статью колумнист Washington Post Юджин Робинсон.
«Вместо того чтобы служить миру моделью демократии, Соединенные Штаты преподают уроки отрицания результатов выборов и на этой основе провоцируют широкое народное недовольство, которое постепенно становится все более яростным», — пишет он.
Параллели между атакой на Капитолий и нынешними событиями в столице Бразилии действительно поразительны. И там, и там ультраправые отказались признавать свое поражение на выборах. И там, и там шла активная подготовка к так называемому «прямому действию», чтоб изменить результаты голосования. И в США, и в Бразилии целями были национальные святыни, символы демократии.
Конечно, есть и некоторая разница. Когда произошел захват Капитолия, Дональд Трамп еще был президентом и он призвал собираться в Вашингтоне тех, кто верит, что «выборы у него украли», а сам смотрел сцены варварского нападения на цитадель демократии по телевизору из своего офиса в Белом доме. Жаир Болсонару, которого называют «тропическим Трампом», за неделю до мятежа уехал из страны и поселился в американском штате Флорида, неподалеку от Орландо. Сначала его заметили в местном Kentucky Fried Chicken, но вчера жена экс-президента Мишель Болсонару написала в Instagram, что ее супруг находится в местной больнице.
В месте, которое выбрал Болсонару, находится крупнейшая колония выходцев из Бразилии. «Мы все здесь болсонаристы, были таковыми и будем всегда, — говорит местная жительница Мария Пара Кавальканте. — Болсонару был лучшим президентом страны за 30 лет». Большинство граждан страны, правда, считают, что он был худшим, наиболее беспринципным, эгоистичным нарциссом с явными авторитарными замашками, который открыто хвалил военные диктатуры, правившие в стране с 1964 по 1985 год. Еще он презирал тех, кто призывал носить маски и соблюдать карантин во время самых тяжких месяцев пандемии. В результате в стране от коронавируса умерли 687 тысяч человек.
Сейчас Жаир Болсонару попытался дистанцироваться от мятежников, которых после выборов призывал не признавать результаты голосования. «Мирные демонстрации являются частью демократии, — написал он в Twitter. — Это, как и вторжение в правительственные здания, как это делали левые в 2013 и 2017 годах, находится вне закона».
Но что бы он ни говорил сейчас, его и в Бразилии, и в США считают ответственным за произошедшее насилие. Несколько американских конгрессменов из числа демократов также провели прямые параллели между Болсонару и Трампом. «Домашним террористам и фашистам нельзя позволять использовать учебники Трампа по подрыву демократии», — говорит Хоакин Кастро, член комитета по международной политике палаты представителей. Конгрессмен призывает администрацию Байдена депортировать Болсонару в Бразилию, где тот должен предстать перед судом за многочисленные случаи подстрекательства к насилию.
Бывший президент Бразилии был и остается в оркестре, дирижером которого является главный ультраправый мира — Дональд Трамп. В эту мрачную сеть, которая постепенно опутывает, как мы видим, крупнейшую страну Латинской Америки, входят многие бывшие приближенные бизнесмена.
Штурм трампистами Капитолия, 2021
«Бывший помощник Трампа Стив Бэннон аплодирует участникам бразильского восстания», — пишет американское издание MotherJones. Разгромивших правительственные здания он в соцсети ультраправых Gettr называет «борцами за свободу». В течение многих месяцев Бэннон в своем подкасте War Room всячески поддерживал сторонников Болсонару, которые расположились в лагерях рядом с казармами, и настраивал их на антиправительственные действия.
Кроме того, он встречался в США с сыном Болсонару Эдуарду, который является конгрессменом, и призывал его не признавать поражение отца. По сути, Бэннон давал инструкции Эдуарду Болсонару, как вести себя в случае антиправительственного мятежа.
Бэннон в январе 2021 года сыграл активную роль в организации беспорядков, когда через социальные сети призывал к мобилизации своих сторонников, которые должны были устроить грандиозный марш в Вашингтоне. В октябре прошлого года он был приговорен к 4 месяцам тюрьмы за выражение презрения к Конгрессу из-за отказа явиться на слушания в комитет, который расследовал события 6 января. Тем не менее, пока длится процесс апелляции, он находится на свободе.
Как считают американские политологи, бразильские мятежники, возможно, выжидали, когда закончатся выборы спикера палаты американского конгресса Кевина Маккарти. Его выбрали лишь с 15-й попытки (слушания продолжались целых четыре дня). Спикеру противостояла небольшая, но чрезвычайно агрессивная группа из двух десятков трампистов, из-за которых ему не хватало необходимых голосов. Он был избран после того, как сделал огромные, принципиальной важности уступки самым оголтелым ультраправым, сторонникам Трампа, которые получили важные посты в ряде комитетов палаты.
Это произошло 7 января. На следующий день тысячи мятежников устроили бунт в столице Бразилии.
Сейчас в стране все спокойно. Лагеря мятежников рядом с казармами были разобраны.
Президент Джо Байден выразил полную солидарность с президентом Лулой да Сильвой. «Мы полностью поддерживаем демократические институты Бразилии, воля бразильского народа не должна быть подорвана», — написал он в Twitter. Самого Лулу Байден пригласил в феврале в Вашингтон.
«Сравнение с тем, что произошло два года назад в Вашингтоне, и нынешними событиями в Бразилии является зловещим и пугающим, — пишет Washington Post. — В крупнейшей стране Латинской Америки случился спазм фашистского авторитаризма. Стал ли он последним? Или, может быть, он стал предзнаменованием того, что нечто худшее еще произойдет в будущем?»