Темы расследованийFakespertsПодписаться на еженедельную Email-рассылку
Политика

Встретить по-братски. К каким сценариям российского вторжения готовится Украина

Признание Кремлем независимости ДНР и ЛНР может оказаться прелюдией к полномасштабной войне, говорят спецслужбы ряда западных стран, да и размещение российских войск на белорусской границе тоже явно предназначалось не для Донбасса. Однако ВСУ прорабатывали сценарии российской агрессии еще с 2020 года, и в отсутствие фактора неожиданности Украина может выстоять даже несмотря на подавляющее преимущество России по численности и военной технике. И в Украине, и в России открыто почти не обсуждают перспективу полномасштабной войны с попыткой захвата Киева, хотя масштаб группировки российских войск, стянутых к границе, указывает на то, что такое возможно. Вот основные сценарии, по которым может развиваться российское вторжение в Украину.

Исходные условия

По данным западных разведок, на границе с Украиной РФ и Беларусь сконцентрировали группировку войск общей численностью около 150 000 человек. Под прикрытием совместных учений «Союзная решимость — 2022» поближе к границам Украины подтянуты части тылового обеспечения и значительные запасы топлива, медикаментов и продуктов питания. Несколько недель заголовки мировых СМИ со ссылками на источники в военных кругах, а иногда и на первых лиц, которые апеллируют к разведданным, сообщают о различных сценариях развития событий в Украине и планах вторжения, некоторые из них подразумевают оккупацию большей части территории Украины.

Безусловно, собранная у рубежей Украины военная мощь позволяет реализовать в том числе и самые амбициозные планы. Все, что может противопоставить в случае агрессии Украина — до полумиллиона вооруженных человек (это если собрать совокупно все ВСУ – около 200 000, приплюсовать к ним нацгвардию — 60 000, прибавить полицию, пограничников и СБУ — еще 200 000 на всех).

Не надо забывать, впрочем, что оценивая вероятности разных сценариев, надо учитывать не только соотношение военных сил, ведь оккупация Украины, которая по территории вдвое больше Сирии или Беларуси (не говоря уже про численность населения), поставит ребром вопрос о содержании этих территорий, что в условиях санкций Запада станет абсолютной катастрофой для экономики России.

С учетом всего вышесказанного можно представить два основных сценария развития военных действий.

Поход на Киев

Первый сценарий — массированный удар силами 20-й общевойсковой армии и приданных сил по линии Харьков — Днепр — Запорожье и одновременный удар с территории аннексированного Крыма в направлении Запорожья, а в случае успеха — вдоль Черноморского побережья в направлении Одессы и контролируемого Россией Приднестровья. Реализация этого плана позволит обеспечить сухопутный коридор к Крыму и до начала посевной кампании и летней засухи возобновить водоснабжение полуострова, установив контроль над северо-крымским каналом. Как экономический бонус — установление контроля над стратегически-важными для РФ предприятиями: производством ракет-носителей, ракетных и авиационных двигателей, турбин для атомных и гидроэлектростанций.

В то же время с севера весьма вероятными направлениями ударов являются направления Сумы — Прилуки — Киев и Чернигов — Киев. Это позволит уничтожить органы управления крупными войсковыми формированиями, в частности штабом ООС, оперативным командованием «Север» и другими.

Захватив Киев, Путин, с точки зрения общественного мнения, одержит геополитическую победу и получит козырь в рукаве для последующего дипломатического урегулирования конфликта по формуле: «деоккупация Киева и части территорий Украины в обмен на сухопутный коридор и воду для Крыма» — это при условии, что Запад не начнет оказывать Киеву реальную военную помощь. В случае же военного вмешательства Запада, вероятно, будет разыграна белорусская карта с ударами по линии Пинск — Ровно и Мозырь — Житомир, что позволит взять под контроль крупные логистические линии, часть нефте- и газотранспортной системы Украины, и магистральный продуктопровод, которым транспортируются российские нефтепродукты в Европу, а также позволит внести дисбаланс в систему энергоснабжения центральной части Украины и Киева.

Группировка же войск, сконцентрированная в треугольнике Пинск — Брест — Гродно, может реализовать три ключевые задачи — ударом в направлении Луцка и Ровно уничтожить органы управления крупных военных формирований и военную инфраструктуру, тем самым парализовав получение военной помощи с Запада, и в случае прямой военной конфронтации с НАТО реализовать давний военный план в так называемом «Сувалкском коридоре», захватив пограничные территории Литвы и Польши обеспечить сухопутный коридор к Калининградской области.

Тут стоит отметить, что сухопутные удары и оккупация части северо-западных областей Украины повлечет за собой риски, связанные с ядерной безопасностью, так как Ровенская АЭС с 4-мя энергоблоками расположена в 60 км от границы с Беларусью.

Такой сценарий повлечет за собой огромные потери в живой силе и технике нападающей стороны, ведь на севере Украины, вдоль границы с Беларусью, сплошь густые леса и практически непроходимые для техники болота. В то же время на известных и мало-мальски проходимых для техники участках вглубь от границы с Беларусью и РФ с украинской стороны уже второй год ведется обустройство продуманной и глубоко эшелонированной обороны и так называемых «коридоров смерти».

Еще одна проблема, с которой предстоит столкнуться в случае вероятного наступления на северо-западе Украины, — местное население, в принципе не признающее над собой никакого суверенитета, десятилетиями живущее в изоляции и кормящееся за счет не всегда легальных промыслов вроде нелегальной янтародобычи и лесозаготовки. Ведь на западе украинского полесья после криминальных войн 2014–2017 годов трудно найти дом, в котором нет оружия — как легального охотничьего, так и нелегального боевого.

Война за воду

Второй сценарий, отработанный до мелочей ещё в начале 90-х в Молдове, — признав независимость так называемых ЛНР и ДНР, Россия «для обеспечения мира и спокойствия» легитимизирует свое военное присутствие в регионе, введя миротворческий контингент. Когда Россия закрепится в Донецке и Луганске, наиболее вероятным сценарием развития событий будет провокация на линии разграничения и успешная «совместная операция» российских «миротворцев» и группировок так называемых ЛДНР по линии Донецк — Запорожье и Мариуполь — Мелитополь — Херсон.

При подобном сценарии развития событий Путин получит маленькую, но победоносную войну, и в обмен на усиление санкций со стороны Запада появится сухопутный коридор и вода для Крымского полуострова, а также он установит полный контроль над бассейном Азовского моря и акваторией дельты Днепра и Николаевского морского порта и судоверфи. Именно эти топонимы называл Путин в своем обращении к россиянам, когда объявлял о своем решении признать ЛДНР.

Партизанская война

Главные проблемы при большой войне для России наступят даже не входе боев, а уже в после начала оккупации: в крупных городах буду действовать наскоро сформированные силы территориальной обороны и оккупанты встретят сильное, хоть и плохо организованное сопротивление местного населения, вплоть до партизанской войны малых групп. В охотничьих магазинах, невзирая на сложность процедуры получения соответствующих разрешений, полки сейчас полупусты.

Почувствовав дефицит чувства безопасности у людей, маркетологи крупных сетей охотничьих магазинов снизили цены на бюджетный сегмент охотничьего гладкоствольного оружия. Так, помповое ружье турецкого производства, так называемый «народный дробовик» — идеальное средство для самозащиты в условиях дома и города — сейчас в Украине можно купить за $160, еще столько же придется потратить на сейф для хранения и оформление разрешительных документов. Владельцы оружейных магазинов отмечают двух-, а то и трехкратный рост продаж оружия. Особенно в бюджетном сегменте. А нагнетание паники с возможным вторжением России в Украину стало причиной сначала десятикратного роста спроса на боеприпасы, а потом и явного дефицита охотничьих патронов. Значительный прирост продаж оружия и боеприпасов отмечают равномерно по всей территории Украины — от Харькова до Ужгорода.

Насколько Россия готова к такому сопротивлению - неясно, но очевидно, что захват всей территории Украины в 2022 году стал бы для России принципиально более сложной задачей, чем захват Крыма и Донбасса в 2014 году, и вряд ли этого не понимают в Кремле.