Темы расследованийFakespertsПодписаться на еженедельную Email-рассылку
Переводы

Stratfor: Перемирие в Сирии сорвано, ставки растут

Представители администрации президента США приступили к обсуждению более жестких вариантов ответа Вашингтона на возобновление боевых действий в сирийском Алеппо, включая варианты военного разрешения ситуации, об этом сообщает Reuters со ссылкой на источники в администрации США. Похоже, что перемирие сменилось эскалацией, которое грозит уже прямым столкновением США и России. Агентство Stratfor анализирует причины срыва перемирия и возможные последствия нового витка эскалации. 

Если когда-либо и была надежда спасти последнее соглашение о прекращении огня в Сирии, то теперь она исчезла. Силы, лояльные президенту Сирии Башару Асаду, продолжают атаки на удерживаемые повстанцами районы Алеппо при поддержке массированных и неизбирательных налетов российской авиации. Госсекретарь США Джон Керри заявил в среду своему российскому коллеге Сергею Лаврову, что Вашингтон приготовился «приостановить действие двустороннего соглашения США и России по Сирии», в том числе планируемое сотрудничество в борьбе с терроризмом, «если Россия не предпримет немедленных шагов по прекращению налетов» и не восстановит режим прекращения огня. Москва, однако, едва ли прислушается; лоялисты остаются полны решимости отбить Алеппо, а российские военные столь же полны решимости им в этом помочь. Переговоры о деэскалации гражданской войны в Сирии оказались на грани провала.

Но изначально у Соединенных Штатов имелись серьезные основания добиваться мира. Их цель в Сирии, если говорить коротко — разбить «Исламское государство». Для этого Вашингтон поддержал Сирийские демократические силы (ополчение, состоящее в основном из сирийских курдов), осуществил подготовку повстанцев для борьбы с «Исламским государством» в интересах Вашингтона и наносил многочисленные авиаудары по целям «Исламского государства». Соединенные Штаты также вооружали повстанцев, противостоящих правительству Сирии, тем самым оказывая на руководство Сирии давление, чтобы склонить его к переговорам о переходном периоде.

Однако Россия подрывала усилия США на каждом шагу. Поскольку Москва оказала лоялистам поддержку в вооруженном противостоянии, у Асада не было причин уступать давлению США. А когда Москва дошла до бомбардировки секторов, близких к позициям американских военных, Вашингтон вынужден был отвлечься от «Исламского государства» и обратить внимание на возможное столкновение с Россией, а этого США всеми силами хотели бы избежать. Да и Россия желала бы избежать прямого конфликта. Саботаж усилий США был просто способом инициировать переговоры, которые бы могли послужить её стратегическим интересам в целом.

Таким образом, Соединенные Штаты оказались перед выбором: усугубить конфликт, усилив поддержку повстанцев и свернув сотрудничество с Россией, или же уступить России. США избрали последнее, тактически сосредоточившись на Сирии и пойдя на такие значительные уступки как усиление координации в районах боевых действий и включение в число своих целей Фронта завоевания Леванта. Для Соединенных Штатов прекращение огня все же остается шагом, приближающим достижение своих целей в Сирии. В конце концов, прекращение войны лишает экстремистов тихой гавани, в которой они проводят вербовку и тренировки, обзаводятся вооружением и в результате процветают. И хотя в конечном счете было достигнуто соглашение о более тесной координации боевых действий и о том, чтобы осадить своих «протеже», ни одна из сторон не смогла обеспечить его выполнение.

С чем мы и сталкиваемся сегодня. Прекращение огня было сорвано, и Соединенные Штаты не будут сотрудничать с Россией, пока она продолжает наступление на Алеппо. Союзники США до сих пор были готовы дать шанс соглашению о прекращении огня, но теперь могут теперь начать вооружать группы повстанцев в Сирии независимо от согласия Вашингтона. Собственно говоря, некоторые группировки уже получили поставки реактивной артиллерии, и не исключено, что к ним поступят переносные зенитные ракетные комплексы для отражения российских авианалетов.

Так что Соединенные Штаты, по-видимому, рассматривают единственную альтернативу, предлагаемую им Россией: эскалация. Это не означает, что США оставят попытки избежать столкновения с Россией; в масштабном конфликте ни одна из сторон не заинтересована. Вместо этого Вашингтон, возможно, будет оказывать более широкую поддержку повстанцам и менее тесно сотрудничать с Россией. При этом Москва может столкнуться с меньшей, чем раньше, готовностью Вашингтона к разрядке напряженности в случае провокаций. (Здесь под провокацией подразумеваются в том числе авианалеты на повстанческие формирования, к которым прикреплены представители вооружённых сил США).

В этом-то и заключается ирония провала соглашения о прекращении огня. Его целью никогда не было прекращение конфликта. Целью соглашения было предотвратить его усугубление. Теперь же, на фоне тающего доверия ко всем причастным сторонам, Россия бросает все больше сил на поддержку лоялистов, а США — все больше сил на поддержку повстанцев. Ставки ещё больше выросли, поскольку в Сирии теперь действует турецкая армия — и продвигается на юг, приближаясь к позициям как лоялистов, так и Сирийских демократических сил. Турция занята проработкой собственных соглашений с Россией о разрешении конфликта, но она также в огромной степени полагается на Соединённые Штаты в том, что касается минимизации риска потенциальных столкновений в районе боевых действий. Трения в отношениях России и США означают меньшую защищенность Турции при ведении боевых действий. Но опаснее всего, наверное, испортившиеся отношения с Россией, которые могут привести к опасным инцидентам с далеко идущими последствиями.