В России разрабатывают законопроект, по которому Российский Красный Крест передадут под контроль государства. Об этом сообщает «Коммерсантъ».
Проект закона был подготовлен группой депутатов из разных партий еще в 2015 году. По нему РКК из общественной организации станет «основанной на членстве общественно-государственной организацией, созданной Российской Федерацией». При этом ожидается, что Российский Красный Крест остается членом Международного движения Красного Креста и Красного Полумесяца.
Президент России будет назначать попечительский совет организации, а члены совета — выбирать ее главу. Курировать деятельность РКК будет Минздрав РФ. Годовые отчеты он будет сдавать в Минздрав, МЧС, Минтруд, Минфин, правительство РФ, Госдуму и Совет федерации, а также официально публиковать в СМИ.
По данным «Коммерсанта», к работе над законопроектом вернулись после того, как кемеровское отделение РКК собрало 126 млн руб. пожертвований на помощь пострадавшим при пожаре в ТЦ «Зимняя вишня» и все еще не объявило, куда потратит эти средства. Кроме того, у российских властей неоднократно возникали претензии отчетности РКК. В 2006 году Красный Крест обвинили в том, что он не израсходовал за год по целевому назначению более 48,6 млн руб., собранных для пострадавших от захвата заложников в Беслане в 2004 году, и требовали от него уплаты подоходного налога. В мае 2012 года Минюст при проверке РКК выявил «нарушения действующего устава организации и законодательства».
Глава московского отделения РКК Игорь Трунов заявил, что подготовленный депутатами «законопроект не соответствует международным нормам». По его мнению, с принятием закона РКК будет исключен из международного движения. Однако, по словам сенатора Сергея Калашникова, «в международном Красном Кресте с пониманием отнеслись к идее госрегулирования РКК».
В организации предложили свой вариант законопроекта. «В нем два главных положения — защита знака Красного Креста от несанкционированного использования и взаимная ответственность государства и Красного Креста», - пояснил член Совета при президенте РФ по правам человека Андрей Бабушкин, который принимал участие в его разработке.