14 февраля Северо-Кавказский военный окружной суд в Ростове начал рассмотрение по существу дела «ялтинской шестерки» «Хизб ут-Тахрир». Уголовные дела о терроризме заводятся на членов этой организации по всей стране. Правозащитники утверждают, что дела сфабрикованы, а основанием для обвинений становятся групповые встречи и чтение религиозной литературы. Координатор общественной инициативы «КрымSOS» Тамила Ташева рассказала The Insider о ситуации с ущемлением прав крымских татар, деле «ялтинской шестерки» и том, по какому принципу людей в Крыму привлекают к уголовной ответственности.
Мы имеем уже более 500 человек в местах лишения свободы. Это непосредственно крымские уголовные дела. Кроме того, за 2017 год было порядка 200 административных дел, например, якобы за участие в несанкционированных митингах. Есть несколько групп лиц, которые преследуются на территории Крыма: это крымские татары и этнические украинцы. Однако, если говорить о количественных составляющих, в основном это представители крымско-татарского народа. И, собственно, так называемое дело «Хизб ут-Тахрир» – это самое массовое уголовное дело, которое сейчас ведется на территории Крыма.
На данный момент по четырем фигурантам уже вынесено обвинительное заключение. На рассмотрение в Ростовский суд военный передано еще шесть уголовных дел против так называемой «ялтинской шестерки». И вот сегодня было очередное рассмотрение дела, которое было фактически закрытым для общественности. Обвинение строится только на том, что в 2003 году Верховный суд обвинил организацию «Хизб ут-Тахрир» в террористической деятельности. И любой человек, который имел какое-либо отношение к данной организации, обвиняется в терроризме.
Во-первых, не доказано даже участие в организации тех первых четырех и новых шести людей. Во-вторых, не было доказательств того, что они осуществляли какую-либо террористическую деятельность. Также, как нам известно от адвокатов, в деле фигурирует запись, которая велась сначала тайным свидетелем (потом он стал открытым свидетелем), которая была подделана. Людей под видом борьбы с экстремизмом и терроризмом на территории полуострова обвиняют в террористической деятельности. Фактически это борьба с несогласием на территории Крыма. Борьба с теми людьми, которые не поддержали события 2014 года, и попытка маргинализации крымско-татарского и украинского сообщества в глазах всего остального населения на территории Крыма, чтобы сделать из них экстремистов, террористов.
Уголовные дела заводятся на людей, которые подходят под определенный портрет. То есть это крымские татары, это практикующие мусульмане, под них подтягивается эта статья и формально попытка борьбы с терроризмом. Вот, к примеру, одно из дел, которое сейчас рассматривается – это дело Эмир-Усеина Куку. Это ялтинский правозащитник, который занимался правозащитной деятельностью еще до 2014 года. ФСБ России пыталась его всякими способами привлечь на свою сторону. И в итоге это не получилось. Они завели против него уголовное дело. На его семью оказывалось давление, была попытка насильственного похищения этого человека. То есть мы видим, что под это попадают, в том числе, правозащитники, которые всю свою жизнь проявляли активность на территории Крыма с правозащитной точки зрения.