Исследователи Вышей школы экономики выяснили, как происходит ценообразование на онлайн-рынке сексуальных услуг в Москве. Работа опубликована на сайте вуза.
Исследователи изучили более 1800 анкет проституток и отобрали для эксперимента 200 из них с подробными данными: от возраста, роста, веса, объема груди до набора услуг, их стоимости и расположения апартаментов. Это позволило нарисовать портрет среднестатистической работницы платного секса в Москве. Это девушка 29-ти лет, ростом около 170 см, которая весит 57 кг и имеет третий размер груди.
Свои услуги – час в апартаментах – осенью 2015 года московские проститутки в среднем оценивали в 3818 рублей. Общий диапазон при этом – от 1 500 до 10 000 рублей. Стоимость часа с выездом почти в два раза больше: 7211 рублей. Не только из-за временных и транспортных расходов, но и из-за опасности обмана и насилия, отмечают исследователи.
За дополнительные услуги проститутки просят от 500 рублей до суммы, вдвое превышающей почасовые ставки. Самые дорогостоящие – экстремальные услуги, из-за ограниченного спроса, более высоких рисков и «моральных издержек».
Как пишут исследователи, изучить ценообразование на нелегальном рынке помог метод «гедонических цен», когда удовольствие определяет действия потребителя. Соответственно, характеристики «товара» определяют его стоимость. В исследовании зависимой переменной стала цена часа в апартаментах. Параметрами, на нее воздействующими, – качество анкетных фото, возраст, физические данные, отдаленность места встречи от городского центра, ассортимент услуг. Предположив, что заказчики готовы платить больше молодым девушкам или же, наоборот, более старшим (возраст = наличие опыта), анкеты проституток разделили на две группы: до 27 лет включительно (105 человек) и от 27 лет (95 человек).
Возраст оказался далеко не главным фактором ценообразования. Исследование показало, что на цены в первую очередь влияют расположение апартаментов относительно центра Москвы. Удаление на одну станцию метро снижает стоимость визита примерно на 4,9%. Квартиры в центральных районах дороже, арендная плата за них выше, условия должны казаться клиенту более комфортными, поясняют исследователи. Кроме того, на цену влияет качество фотографии в анкете -профессиональный снимок увеличивал запрашиваемую цену на 16,7%. Широкий ассортимент услуг поднимал цену на 7,6%.
Авторы исследования полагают, что их выводы в дальнейшем позволят оценить эффективность возможных направлений государственной политики в отношении проституции.