Уже минимум три страны, ратифицировавших Римский статут, объявили о своем несогласии с решением Международного уголовного суда, который выдал ордер на арест премьер-министра Израиля Биньямина Нетаньяху и экс-министра обороны Йоава Галанта — МУС подозревает их в совершении военных преступлений и преступлений против человечности, совершенных на палестинских территориях силами Израиля в ходе войны с ХАМАС. Также запрашивался ордер на арест лидеров ХАМАС, однако за время рассмотрения запроса все они были убиты.
Какие страны прокомментировали ордер на арест
Министр иностранных дел Венгрии Петер Сийярто назвал решение МУС «позорным и абсурдным»: «Это решение позорит международную судебную систему, приравнивая лидеров страны, подвергшейся чудовищной террористической атаке, к лидерам террористической организации, несущей за это ответственность», — сказал Сийярто в диалоге с министром иностранным дел Израиля Гидеоном Сааром.
Аргентина также заявила «о своем глубоком несогласии» с решением, которое «игнорирует законное право Израиля на самооборону от постоянных атак террористических организаций, таких как ХАМАС и «Хезболла“», — написал президент страны Хавьер Милей.
Не согласна и Италия: «Мы поддерживаем МУС, но всегда помним, что суд должен играть юридическую, а не политическую роль. Мы вместе с нашими союзниками будем оценивать, что делать и как интерпретировать это решение», — заявил министр иностранных дел Италии Антонио Таяни в ответ на ордера МУС на арест лидеров Израиля и ХАМАС. В то же время министр обороны Италии заявил, что власти будут вынуждены арестовать премьер-министра Биньямина Нетаньяху, если он приедет в страну.
Представитель Белого дома по вопросам национальной безопасности Джон Кирби заявил, что США «категорически отвергают» решение Международного уголовного суда о выдаче ордера на арест премьер-министра Биньямина Нетаньяху и бывшего министра обороны Йоава Галанта за предполагаемые военные преступления, совершенные в ходе войны Израиля против ХАМАС. Об этом Кирби сообщил изданию The Times of Israel.
«Мы по-прежнему глубоко обеспокоены поспешностью прокурора в выдаче ордеров на арест и тревожными процессуальными ошибками, которые привели к этому решению. Соединенные Штаты ясно дали понять, что МУС не обладает юрисдикцией по этому вопросу. В координации с партнерами, включая Израиль, мы обсуждаем дальнейшие шаги».
В мае, когда прокурор МУС Карим Хан объявил о своем решении запросить ордера на арест, США заявили, что он не предоставил Израилю возможности заблаговременно провести расследование по выдвинутым обвинениям.
Глава дипломатии Евросоюза, многие члены которого, кроме вышеперечисленных, ратифицировали Римский статут, заявил, что ордера МУС на арест Нетаньяху и Галанта обязательны к исполнению. Так же прокомментировал выдачу ордера и премьер-министр Канады Джастин Трюдо — он заявил, что «все должны соблюдать международное право» и Канада «будет соблюдать все постановления и решения международного суда». О готовности выполнить ордер МУС на арест премьер-министра Израиля заявили и в Нидерландах.
Премьер-министр Великобритании сделал довольно обтекаемое заявление, касаемо ордера на арест Нетаньяху. Кир Стармер заявил, что власти «уважают независимость Международного уголовного суда», однако добавил, что «нет никакого морального эквивалента» между Израилем и демократией с одной стороны, и ХАМАС и ливанской «Хезболлой», «которые являются террористическими организациями», — с другой.
Последствия
МУС не имеет полномочий для принудительного исполнения решений, он полагается на добровольное сотрудничество государств-членов. В частности, Монголия, ратифицировавшая статут, отказалась арестовывать Путина без каких-либо последствий для страны. Последствия отказа от выполнения ордера не прописаны в статуте, исключение из него тоже не предусмотрено.
Страны, ратифицировавшие Римский статут, могут арестовать Нетаньяху в случае его посещения, однако это добровольное решение, подтверждает востоковед Марианна Беленькая.
«Первое последствие в том, что премьер-министр страны не сможет посещать большинство стран, разве что они скажут, что не будут следовать решению МУС. Вопрос в том, захотят ли лидеры этих стран приезжать в Израиль и встречаться с премьером? Формально решение суда их не ограничивает, но осадок есть.
Решение МУС в отношении двух высокопоставленных израильских политиков открывает двери для преследования многих израильтян — как политиков, так и военных, причем от генералов до рядовых. Очень многие воюют, и большинство служат в армии в Газе или Ливане. В дальнейшем это может повлиять на поставки вооружений Израилю.
Есть еще уголовные дела в Международном суде ООН. Они не связаны формально с тем, что происходит в Международном уголовном суде. Это два разных суда. Но там тоже рассматривается дело против Израиля о геноциде палестинского народа. Они могут сказать, что раз МУС обвиняет в этом руководство Израиля, то вся страна в этом виновата.
Вот такое косвенное влияние это всё может оказать, а это уже серьезные вопросы — и об экономическом сотрудничестве Израиля, и о развитии его связей, как он будет представлен на международной арене. Либо большинство западных стран, с которыми Израиль общается, игнорируют решение МУС, либо они его признают, но тогда контакты Израиля постепенно будут снижаться. Не зря многие говорят, что это не ордер в отношении премьера и экс-министра обороны, а ордер против фактически всего государства».