Темы расследованийFakespertsПодписаться на еженедельную Email-рассылку
Новости

«Рост бюджета ФСИН в 2025 вызван ростом зарплат и строительством суперколоний, о возвращающихся с войны зеках никто не думает» — Каретникова

The Insider

В 2025 году в России резко вырастут расходы на ФСИН, выяснил The Insider, проанализировав внесенный в Госдуму проект бюджета на 2025–2027 годы. В 2025 году бюджетные ассигнования на ведомство в целом вырастут по сравнению с 2024 годом на 24 млрд рублей — с 398 до 422 млрд рублей. При этом, согласно бюджету 2023 года, они должны были быть снижены до 307 млрд.

В частности, на 12 млрд рублей относительно текущего года вырастут социальные расходы внутри системы (со 100 до 112 млрд рублей), в том числе на выплаты пенсий — на 11 млрд рублей (с 95 до 106 млрд). Также на 4 млрд рублей растут расходы на здравоохранение внутри ФСИН: с 27 до 31 млрд.

Кроме того, согласно обоим документам, планируется резкий рост расходов на федеральную целевую программу «развитие уголовно-исполнительной системы» (2018–2030): в 2024 и 2025 годах они по плану составляют 2,2 млрд рублей, в 2026 году — уже 15 млрд рублей, а в 2027 — вообще 21 млрд рублей.

Рост расходов происходит на фоне закрытия колоний из-за отправки заключенных на войну. В России уже закрыли несколько колоний: только в Красноярском крае ФСИН расселил и закрыл ИК-7 в селе Арейское и ИК-16 в поселке Громадск, суммарно эти два учреждения были рассчитаны на 2409 заключенных. Закрывать в крае собираются также колонию-поселение № 10, участки колонии-поселения при ИК-31 и ИК-5, а также больницу при ИК-5. С учетом того что с недавнего времени заключать контракт с вооруженными силами имеют право также подследственные и подсудимые, количество спецконтингента сократится еще больше.

Сотрудник проекта «Поддержка политзаключенных. Мемориал» и бывший ведущий аналитик ФСИН по Москве Анна Каретникова в разговоре с The Insider объяснила, что рост расходов в бюджете на уголовно-исправительную систему с одновременным сокращением количества заключенных не противоречит логике ФСИН из-за недостатков долгосрочного планирования:

«Федеральная программа „Развитие уголовно-исполнительной системы“ содержит общие слова про улучшение состояния колоний и следственных изоляторов. Раньше писали по международным стандартам, но сейчас на них перестали ориентироваться. Вопрос в том, на что они запрашивают деньги и как это обосновывают, потому что нельзя просто сказать: „Пришлите денег, мы их разворуем, как обычно“. Я думаю, что это повышение зарплат сотрудникам, чтобы от них на фронт никто не убежал. И еще это строительство суперколоний. В 29 регионах России решили построить суперколонии, где будут объединены колонии разных режимов — поселения, общего/строгого режима, исправительный центр и следственный изолятор. И каждая такая штуковина планируется в среднем на 5 тысяч человек, хотя таких здоровых у нас пока нет, самое большое подобное учреждение — это „Кресты-2“ в Петербурге. Объясняется это тем, что арестанты жалуются на этапирование. А тут так классно, не надо будет их никуда этапировать. Сначала они будут в следственном изоляторе, а потом сразу перейдут в колонию там же. И все это будет хорошо и шикарно, но это очень не нравится местным жителям. Они не хотят, чтобы такая огромная тюрьма находилась рядом с их жильем, плюс под это будут вырубать километры леса.
Затея так себе, я бы сказала, для отмывания денег. И вообще это опасно с учетом последних событий, когда даже за СИЗО № 1 в Ростове не смогли уследить. Все учебники по пенитенциарному праву говорят о том, что для следственного изолятора хороший размер — это максимум тысяча человек, свыше этого он стремительно теряет управляемость. Но всем известно, что ФСИН — это черная дыра, и им нужно какое-то обоснование для получения денег. Вот, хотят суперколонии строить. Я думаю, что их и придумали для того, чтобы продолжать получать финансирование. Если арестантов меньше, то и сотрудников должно быть меньше. Нашли хороший вариант: строить суперколонии и получать миллиарды.
При этом они ничего не просчитывают и не прогнозируют. Отслеживания статистики рецидива у нас никогда не было. Даже во ФСИНовских научных работах все очень голословно, и в повседневной деятельности это не задействовалось. О том, что кто-то будет возвращаться с войны, совершать новые преступления и их потребуется где-то содержать, никто не думает».

Как писал ранее The Insider, вернувшиеся с войны бывшие заключенные уже неоднократно совершали новые преступления, при этом, как выяснила «Верстка», участие в войне часто учитывается судами при вынесении приговора как смягчающее обстоятельство.