Темы расследованийFakespertsПодписаться на еженедельную Email-рассылку
Новости

Вучич хочет отдать разбомбленное НАТО здание сербского Генштаба семье Трампа под отель, считая, что тот победит на выборах в США — политолог

The Insider

В Сербии проходят мероприятия, посвященные 25-летию начала бомбежек НАТО. Один из митингов, организованный партиями правого толка, прошел в центре Белграда, на нем собравшиеся протестовали против строительства на месте разрушенного ударами натовской авиации сербского Генштаба отельного комплекса Джареда Кушнера, зятя Дональда Трампа. Собравшиеся требовали отставки президента страны Александра Вучича, который одобрил план реновации территории, где находился Генштаб. Помимо прочего, протестующие несли российские флаги, символы Z и выкрикивали лозунги против США и НАТО.

The Insider попросил балканского политолога Александара Джокича рассказать о том, насколько сильны антизападные настроения в сербском обществе, а также почему власти страны одобряют план сноса руин Генштаба, которые стали для сербов местом памяти:

«Эти конкретные протесты вряд ли станут масштабными, но они интересны тем, что их организует националистическая оппозиция, а не либеральная.
Это здание получает в пользование зять Дональда Трампа, Джаред Кушнер, что свидетельствует о частично политической сделке между сербским правительством и Трампом. Иными словами, Вучич снова ставит на Трампа в предвыборной гонке в США. Националистам, неподконтрольным Вучичу, возможный снос здания старого Генштаба мешает тем, что это главный маркер бомбардировок НАТО в 1999 году. Этой сделке противятся и либералы, но по причинам защиты архитектурного памятника культуры, которым это здание является.
Бомбардировки НАТО были самой яркой причиной для антизападных настроений в сербском обществе и остается ею до сегодняшнего дня. Но в большинстве своем сербы не подходят к этому событию с критической точки зрения — то есть вспоминают сам период, а не то, чем эти бомбежки были вызваны. Сербское государство, а также националисты, которые постоянно напоминают об этом, действуют исходя из политических мотивов и не имеют в своем распоряжении точной цифры погибших от бомбежек людей.
Каждый раз называемое число жертв меняется, и каждое из них снабжается оговоркой “около”. Отношение к жертвам как к неточным абстрактным цифрам вполне явно говорит о том, что воспоминания о бомбардировках и для режима, и для разных националистических групп является не культурой памяти, а политическим инструментом».