Согласно межправительственному соглашению между РФ и Кыргызстаном, в этой центральноазиатской стране будут построены девять школ, обучение в которых будет проводиться на русском языке. Оно было ратифицировано российским Совфедом на пленарном заседании, сообщает ТАСС.
Занятия в школах будут проводиться в соответствии с российскими государственными образовательными стандартами и программами, а также со стандартами Кыргызстана. Соглашение было подписано 29 марта 2023 года в Бишкеке.
Каждая из этих школ будет рассчитана на обучение 1224 учеников, и там смогут бесплатно обучаться как дети россиян, проживающих в Кыргызстане, так и кыргызстанцы. Руководить учебными заведениями станут россияне, кандидатуры которых будут согласовываться с «киргизскими коллегами». Финансирование школы получат из российского бюджета.
Научный сотрудник Берлинского центра Карнеги по изучению России и Евразии Темур Умаров в беседе с The Insider обратил внимание, что Россия на протяжении последних 30 лет в разных странах на постсоветском пространстве строит русскоязычные школы и образовательные учреждения:
«В Кыргызстане существуют сотни русскоязычных школ. Они не все обязательно спонсируются по тому же принципу, по которому будут спонсироваться новые учреждения, о которых идет речь в соглашении, но в целом это нормальная и устоявшаяся практика. Для Кыргызстана это нужно, чтобы увеличивать доступ к базовому образованию населения, а России — для продвижения своей «мягкой силы» в регионе.
К такому решению в Кыргызстане, я думаю, относятся нормально, пока антироссийской волны, как в Грузии или в последнее время в Армении, не наблюдается. Общество в целом достаточно положительно относится к Российской Федерации, и даже война в Украине и последующие события не изменили отношения к России».
Умаров отмечает, что государственный язык Кыргызстана — это главный символ, главный язык, который олицетворяет страну и государство в целом, но при этом с чисто юридической и формальной точки зрения у русского языка в Кыргызстане статус такой же, как и у кыргызского языка:
«Однако если до недавних пор без знания кыргызского языка было невозможно баллотироваться лишь на определенные должности, то теперь, с принятием новых приказов о государственном языке президентом Садыром Жапаровым, все государственные служащие должны в обязательном порядке говорить на кыргызском языке, чего не было раньше. Раньше это требовалось только для госслужащих, работающих на определенных должностях, список которых определяло правительство. Теперь же все госслужащие обязаны говорить на кыргызском языке.
Это создает разницу между государственным и официальным языком. На официальном языке все госслужащие обязаны обеспечивать госуслуги. Но если за ними обратился гражданин, который не говорит на государственном языке, а говорит только на русском, то ему должны предоставить услуги, которые он требует, на том языке, на котором он говорит. В этом плане больших изменений в Кыргызстане не произошло».
При этом Умаров отмечает, что Россия неоднократно высказывала недовольство языковой политикой Кыргызстана:
«Зацикленность российского МИДа на языковых вопросах — это свойство, которое мы наблюдаем по отношению ко всем странам в регионе, и в этом нет ничего нового. Я бы не сказал, что это как-то сказалось на отношениях. В целом в Кыргызстане, когда принимали этот закон, понимали, что это вызовет недовольство со стороны Москвы, и понимали на что идут, но я уверен, что в личных беседах с представителями Москвы Садыр Жапаров и другие представители государства уверяют своих российских коллег в том, что никой дискриминации не будет.
Сейчас русский язык становится всё менее и менее популярным в государственной службе. Эта тенденция ожидаемая и в целом по стране.
Мы видим абсолютно похожие тенденции в соседних странах — русский язык становится всё менее популярным, и госслужащие в основном говорят на своих национальных языках. Кыргызстан очень долго был максимально лоялен к русскоязычным, был двуязычным, а переход на свой национальный язык происходит буквально в последний год».