Темы расследованийFakespertsПодписаться на еженедельную Email-рассылку
Новости

Пяти авиакомпаниям в России не хватает денег на выкуп западных самолетов, треть выделенных средств из ФНБ пошла на «Аэрофлот» — «Ъ»

The Insider

Минимум пяти российским авиакомпаниям не хватает времени и денег на выкуп около 90 западных самолетов, частные авиаперевозчики обеспокоены отсутствием критериев при выделении им средств из Фонда национального благосостояния (ФНБ), который также называют главной российской «кубышкой». Об этом сообщает «Коммерсантъ».

Близкий к Минтрансу источник заявил «Ъ», что условия сделок согласовали (или близки к согласованию) в «Аэрофлоте», S7, «Уральских авиалиниях», «Руслайне» и чартерной iFly. Эти авиакомпании получили разрешения на «страховое урегулирование» с западными владельцами самолетов, речь может идти о 80–90 судах. Однако все эти компании рискуют не успеть закрыть сделки в срок, так как Минтранс еще не определил критерии получения 300 млрд рублей из ФНБ, которые правительство планировало направить на выкуп этих самолетов. На закрытие сделок осталось менее трех месяцев. Полученные от регуляторов Евросоюза (ЕС) разрешения истекают 30 сентября, а продление сроков маловероятно.

Как отмечает издание, треть из выделенной из ФНБ суммы уже потрачена на нужды «Аэрофлота», поэтому другим перевозчикам может не достаться средств. На данный момент «Аэрофлот» уже приобрел на эти средства 10 «Боингов» 777–300ER. По информации издания, компания также активно обсуждала возможность выкупа еще минимум 81 самолета. По оценке экспертов, на покупку такого числа узкофюзеляжных воздушных судов потребуется дополнительно около 200 млрд рублей. Поэтому авиаперевозчики опасаются, что «Аэрофлот» в итоге может получить все 300 млрд рублей из «кубышки».

Проблема уже обсуждалась в середине июля на совещании с представителями Минтранса, Минэкономики и большинства крупных перевозчиков. Собеседники «Коммерсанта» в частных авиакомпаниях заявили, что средств из ФНБ хватит не всем, но они надеются, что будет возможность профинансировать хотя бы часть их сделок.

Российская авиаотрасль столкнулась с вызовом после начала войны с Украиной и введения санкций, которые фактически заперли иностранные самолеты, находящиеся в лизинге у российских компаний, внутри страны. Их ремонт, а также ремонт Superjet невозможен из-за высокой зависимости от импортных деталей, при этом иностранные владельцы требуют вернуть самолеты под угрозой судов. The Insider обращал внимание на то, что с середины 2022 года в российской авиации растет количество аварий, в том числе инцидентов с шасси.

В июле совладелец аэропорта Внуково и авиакомпании «Азимут» Виталий Ванцев в интервью РБК заявил, что авиабилеты на внутрироссийские рейсы до конца года подорожают на 15–20%, а на зарубежные полеты — до 40%. По его словам, это связано с подорожанием техобслуживания самолетов из-за санкций, введенных против России в 2022 году. Замглавы Минтранса Игорь Чалик опроверг слова Ванцева, на сайте ведомства было опубликовано заявление о том, что для такого роста цен нет оснований. Федеральная антимонопольная служба (ФАС) выдала предостережение Ванцеву и начала совместные с Генпрокуратурой проверки российских авиакомпаний и аэропортов из-за цен на билеты.