«Энергоатом» опубликовал заявление, в котором говорится, что «подрыв Каховской ГЭС может иметь отрицательные последствия для ЗАЭС, однако ситуация контролируется».
«Вследствие подрыва уровень воды в Каховском водохранилище стремительно снижается, что является дополнительной угрозой для временно оккупированной Запорожской АЭС, — говорится в заявлении. — Вода из Каховского водохранилища необходима для того, чтобы станция получала подпитку для конденсаторов турбин и систем безопасности ЗАЭС. Сейчас станционный пруд-охладитель наполнен: по состоянию на 8:00 утра уровень воды составляет 16,6 метра, и этого достаточно для нужд станции».
Инженер-физик, эксперт программы «Безопасность радиоактивных отходов» Андрей Ожаровский подтвердил The Insider, что пока опасности для ЗАЭС нет:
«Сейчас станция находится в режиме останова, без выработки электроэнергии. Реакторы не находятся на мощности, и это означает, что потребности в воде минимальны. Это первый фактор, снижающий опасность. Второй фактор — что все же водоемный охладитель отделен от Каховского водохранилища плотиной, и если допустить, что через несколько дней или недель полностью спустится Каховское водохранилище, в водоеме охладителя все равно будет вода, она постепенно, может быть, будет испаряться, уходить вниз, но тем не менее в течение суток или часов опасности нет.
В долгосрочной перспективе — это надо рассчитывать, смотреть динамику этого водоема-охладителя. Очень часто бывают дополнительные источники подпитки: ручьи, маленькие речки.
Третье — есть так называемые брызгательные бассейны. Это дополнительная система охлаждения, у которой не такие огромные потребности в воде. Это фактически замкнутая система водяного охлаждения. Вполне возможно, что эта система может обеспечивать съем остаточного охлаждения остановленной атомной станции.
И четвертое — сам Днепр никуда не делся. В теории можно проложить линию с насосами, которые могли бы забрасывать воду вверх в водоем охладителя, если это требуется. Я посмотрел комментарии, которые есть в различных СМИ, часть говорит „ужас-ужас“, часть говорит „никакой угрозы“. Я не согласен ни с тем, ни с тем. Безусловно, ЗАЭС — опасный объект, и любые нештатные ситуации эту опасность повышают, но и непосредственной угрозы прямо сейчас я не вижу».