Темы расследованийFakespertsПодписаться на еженедельную Email-рассылку
Новости

Западные банки «посыпались» из-за рекордной инфляции. Регуляторы остановили панику, но эксперты спорят о возможности глобального кризиса

The Insider

Американские и европейские фондовые индексы пережили пару недель аномальных взлетов и падений. Причина — банкротство нескольких крупных американских финансовых организаций, которое привели к панике на западных биржах. Акции некоторых банков на пике падали на 80%, вынуждая экспертов проводить аналогии с мировым финансовым кризисом 2008 года. Американские и европейские власти, хоть и с небольшим запозданием, но все же отреагировали на ситуацию и вмешались в проблему, пообещав вкладчикам деньги, а виновным в банкротстве — наказание. Однако проблема несколько глубже, чем просто безрассудное поведение менеджмента банков, и упирается в денежно-кредитную политику регуляторов развитых стран. Банкапокалипсис — в материале The Insider.

С чего все началось

Первый звоночек для американского фондового рынка прозвучал в начале марта. Холдинговая компания Silvergate Capital, в периметр которой входит Silvergate Bank, 8 марта объявила о закрытии банка из-за финансовых проблем. Основная причина — крах криптобиржи FTX, произошедший еще осенью. Silvergate — компания, которая является одним из главных бенефициаров развития криптоиндустрии, она обслуживала рядовых инвесторов и криптостартапы, которые хранили в ее банке средства. Крах FTX подорвал устойчивость компании — значительная часть ее клиентов работала через FTX. Паника в криптоиндустрии негативно отразилась на Silvergate, клиенты начали изымать свои средства из банка, увеличив давление на баланс и активы банка Silvergate.

Дополнительное давление создала бизнес-модель банка, которая была непривычной для такого типа организаций. Компания не принимала средства на депозиты и не выдавала кредиты, деньги партнеров и клиентов вкладывались в ценные бумаги, а также гособлигации США, а основная ставка делалась на развитие сервиса мгновенных переводов из фиата (классических денег) в криптоактивы с помощью платформы Silvergate Exchange Network (SEN), через которую проходили сотни миллиардов долларов. Проблемы FTX привели к сокращению депозитов в банке в три раза: $12 до $3,9 млрд к концу 2022 года. Кассовый разрыв и необходимость пополнять ликвидность на фоне оттока средств вынудили банк продавать свои активы в убыток, что негативно сказалось на балансе.

О проблемах пришлось объявлять публично, после чего от сотрудничества начали отказываться и другие крупные партнеры компании, например, криптобиржа Coinbase. На этом фоне акции головной структуры рухнули почти до нуля. Если в начале 2023 года на фоне всех проблем индустрии акции компании торговались на уровне $17,27, непосредственно до объявления о серьезных проблемах компании — на уровне $13,53, то на пике они падали почти на 90%, до $1,7 за бумагу.

Второй и третий звонок

Инвесторы воспринимали Silvergate как частный случай, однако меньше чем через неделю фондовый рынок потрясли новости о том, что американские власти приняли решение закрыть Silicon Valley Bank (SVB) — 16 по размерам активов и крупнейший банк, столкнувшийся с подобными проблемами со времен мирового финансового кризиса 2008 года. Основная причина падения та же — вложения в долгосрочные государственные облигации, которые резко подешевели на фоне повышения ставок, а также отток вкладов, что привело к дисбалансу в системе.

Общий объем вкладов на конец 2022 года в SVB оценивался в $175,4 млрд, из них примерно $91 млрд был вложен в долгосрочные гособлигации, которые к моменту падения банка обесценились на $15 млрд. Однако 11 марта SVB столкнулся с рекордным оттоком капитала из банка — за сутки из него вывели $42 млрд депозитов, что отправило акции в пике — падение за сутки на 66%. На этом фоне биржа остановила торги, а власти приняли решение закрыть банк, который считался опорным для стартапов по всему миру.

На этом падение банков не закончилось, уже через два дня, 12 марта, американские власти приняли решение о закрытии банка-конкурента Silvergate — проблемы настигли Signature Bank — еще одна финансовая организация, связанная с криптоиндустрией. И снова причины обвала аналогичные: обесценивание долгосрочных активов банка, отток капитала и не самая удачная бизнес-модель финансовой организации.

Потеря трех банков за неделю шокировала американский фондовый рынок. Запоздалая реакция властей начала порождать слухи и экспертные заключения о том, что финансовая система США находится в глубоком кризисе, а количество закрывающихся банков будет только расти. В ходе торгов в понедельник весь банковский рынок США и Западной Европы столкнулся с беспрецедентной распродажей, акции некоторых организаций среднего звена за сутки могли падать на 80%. Одним из таких банков оказался First Republic Bank, который за сутки подешевел на 78%, аналитики называли его следующей жертвой «банкапокалипсиса».

Ситуация приняла настолько серьезный характер, что комментировать пришлось уже Белому Дому. В понедельник к журналистам вышел президент США Джо Байден и заверил рынки и граждан, что с финансовой системой США всё в полном порядке. Он пообещал, что клиенты банков вернут свои средства, а виновные в крахе финансовых организаций понесут наказание. В минусе останутся только кредиторы банков — им правительство США компенсировать ничего не будет. Пострадавший же от оттока капитала First Republic Bank спасли коллеги побольше — JP Morgan Chase, Citibank, Bank of America, Wells Fargo и другие банки договорились разместить в нем около $30 млрд.

Европе тоже досталось

На фоне американского негатива начало недели не задалось и у европейских банков, акции которых тоже начало лихорадить. С падением в пределах 13% столкнулись все крупнейшие банки Европы: Deutsche Bank, UniCredit, HSBC, BNP Paribas, Société Générale, Banco Sabadell, ING и др. Однако «лидером» падения стал швейцарский банк Credit Suisse, который на протяжении всего 2022 года испытывал финансовые проблемы.

Публичным обсуждение его финансовых сложностей стало в сентябре, у компании начались проблемы с ликвидностью и активами, столкнулся банк и с оттоком клиентов. В феврале 2023 года банк отчитался о рекордных убытках, невзирая на заверения менеджмента о том, что ситуация под контролем. Новый виток давления на банковский сектор привел к рекордно низкой капитализации банка, акции опустились ниже $1,7 за бумагу, что стало минимальным значением за все 187 лет истории банка. Новый обвал стоимости развил опасения среди европейских инвесторов, которые заговорили о системных проблемах.

На этом фоне в ситуацию вступил Центральный банк Швейцарии, который положительно ответил на просьбу менеджмента Credit Suisse о финансовой помощи. Швейцарский регулятор заверил, что предоставит необходимую ликвидность проблемной организации в размере $54 млрд, а также дополнительные объемы, если потребуется. Также регулятор рассматривает вариант объединения Credit Suisse и банка UBS, однако финального решения пока не принято, и стороны ведут переговоры.

Что дальше?

Эксперты расходятся в оценках и перспективах западного банковского кризиса. Например, аналитики JPMorgan уверены в том, что на текущий момент рынок видит только «верхушку айсберга», а 2023 год столкнется с новыми крахами банков на фоне экономической рецессии. Часть экспертов, наоборот, считает, что после такого шока власти не позволят «заразе разрастись» и примут достаточные меры для того, чтобы банки больше не падали.

Главная проблема для банков в нынешних условиях — высокая ключевая ставка в Европе и США, именно из-за ужесточения денежно-кредитной политики многие активы банков обесценились, что сказалось на качестве активов. После волны американских банкротств рынок моментально снизил ожидания по росту ставок в экономике США, так как дальнейшее повышение ставки будет нести больше рисков для финансовой системы, чем помощи в борьбе с инфляцией.

Подобная риторика уже прозвучала из уст главы Европейского центрального банка (ЕЦБ) Кристин Лагард, которая на этой неделе объявила о повышении ставки на 0,5 п.п., однако подчеркнула, что в дальнейшем единый европейский регулятор намерен смягчить риторику и снизить шаг в повышении ставки, а то и вовсе взять паузу, чтобы стабилизировать ситуацию, но при этом продолжить борьбу с инфляцией. Аналогичных шагов теперь ждут и от ФРС США.