Темы расследованийFakespertsПодписаться на еженедельную Email-рассылку
Новости

Турция и Сирия могут нормализовать отношения перед одной катастрофой, а Эрдоган — использовать ситуацию перед выборами — политолог

The Insider

На фоне самого масштабного за последние десятилетия землетрясения в Турции и Сирии, в результате которого погибли как минимум 1200 человек, есть вероятность снижения напряженности в отношениях между странами. Об этом заявил в разговоре с The Insider турецкий политолог, кандидат политических наук Керим Хас. Он напомнил об Измитском землетрясении 17 августа 1999 года, когда погибли более 17 тысяч человек, и Греция оказывала помощь Анкаре.

«Предыдущее крупномасштабное землетрясение произошло в 1999 году, тогда между Турцией и Грецией была большая напряженность, а после землетрясения Греция оказывала гуманитарную помощь. Градус напряжения снизился, и до 2004–2005 года турецко-греческие отношения достигли своего пика в позитивном смысле. В случае с Сирией сейчас это может ускорить процесс нормализации отношений и подтолкнуть обе страны объединиться перед одной катастрофой. Не нужно излишнего оптимизма, но стоит учитывать, что общие беды помогают народам объединиться.
Как трагедия повлияет на рейтинг лидеров перед выборами, оценивать трудно. В любом случае можно обвинить правительство, но в целом народ склонен обвинять не прямо правительство, а судьбу. Религиозные чувства становятся в Турции более влиятельными, чем политические голоса. Может быть, какая-то часть населения, которая страдает, будет обвинять Реджепа Тайипа Эрдогана, но, на мой взгляд, турецкое руководство будет реагировать, так как для него важны эти выборы. Эрдоган может на них не победить, но он всё равно останется у власти, потому что он не может уйти. Скорее всего, турецкое руководство объявит какие-то меры поддержки пострадавшим.
В 1999 году СМИ в Турции были хотя бы частично свободными, а сейчас 95% уже провластные, а остальные 5% не выходят особо за рамки риторики правительства. Все эти медиа будут показывать миру случившееся более мягко, если погибли несколько тысяч, они скажут, что погибло 500. Они будут менять реальные цифры, поэтому у Эрдогана и руководства Турции есть ресурсы для того, чтобы показать и внутренней аудитории, и внешнему миру, что сейчас делает Анкара. После землетрясения 1999 года, когда Стамбул и другие крупные города пострадали, кризис усугубился, а через 2–3 года политическая элита сменилась.
Пока преждевременно оценивать ситуацию, потому что мы не знаем, как Эрдоган будет использовать ситуацию. Возможные кандидаты от оппозиции — мэр Стамбула Экрем Имамоглу, глава Народно-республиканской партии Кемаль Кылычдароглу и мэр Анкары Мансур Яваш тоже могут отправлять пакеты поддержки в регионы, которые пострадали от землетрясения. Я ожидаю, что мэры Стамбула и Анкары будут реагировать даже быстрее: отправят грузовики с помощью в регион, чтобы получить политические бонусы.
Если же Эрдоган не будет предпринимать никаких мер, это скажется негативно. Думаю, что он скажет что-то в эфире, покажут, что он всё контролирует. Возможно, правительство не разрешит оппозиционным партиям оказывать помощь и фотографироваться с пострадавшими. Эрдоган много чего может не показывать в медиа. Скорее всего, Эрдоган объявит какие-то пакеты поддержки и отправит в пострадавшие регионы своих министров, чтобы казалось, что они там помогают.
В мае 2014 года тоже была похожая для него ситуация, перед местными выборами взорвалась угольная шахта. Эти выборы были важны для Эрдогана, тогда же проходили президентские выборы. Несмотря на то, что более 300 человек погибли, это никак не повлияло на его рейтинг. Тогда люди обвиняли отдельных лиц, например, владельца шахты, который тогда был очень близок к Эрдогану, но не его самого».

6 февраля на юго-востоке Турции произошло мощное землетрясение магнитудой 7,7. Толчки ощущали также в Сирии и Ливане, Иордании, Израиле, Палестине, Египте, Ираке, Иране, Саудовской Аравии, Грузии, Абхазии, Азербайджане и Армении. По последним данным, в Турции погибли более 1014 человек, в соседней Сирии — более 800. Спасатели продолжают разбор завалов, данные о погибших и пострадавших постоянно обновляются. В провинции Хатай на юге Турции произошел взрыв на газопроводе, дома продолжают разрушаться даже после прекращения толчков. Премьер-министр Армени Никол Пашинян выразил готовность оказать помощь Турции и Сирии в преодолении последствий землетрясения. Президент Турции Реджеп Тайип Эрдоган заявил, что землетрясение стало самым мощным в Турции с 1939 года. Позже 6 февраля в Турции и Сирии произошло еще одно землетрясение.