Журналист издания о музыке Rolling Stone Мэтт Тайбби опубликовал в Twitter несколько постов с скриншотами переписок, из которых следует, что администрация соцсети выполняла требования американских политиков — как демократов, так и республиканцев — по удалению невыгодных им публикаций. Отмечается, что у демократов рычагов давления на соцсеть было больше, так как доля их активов значительно больше доли республиканцев.
По словам журналиста, удаление постов по требованиям обеих партий к 2020 году «стало привычным делом». Перед публикацией анонс слива Мэтта Тайбби прокомментировал Илон Маск сообщением «Here we go!!» («Приступим!!»), это может свидетельствовать о том, что именно он передал журналисту необходимые сведенья, в частности, переписку политиков с администрацией соцсети. Также Маск анонсировал «вторую серию» публикации сведений. В то же время ни один из представленных документов не содержит атрибутов, некоторые слова подчеркнуты красной волнистой линией, это свидетельствует о том, что Тайбби копировал сведения из данного «расследования» в текстовый редактор, и документы не являются подлинными.
По данным Тайбби, администрация Twitter предприняла «экстраординарные меры» по удалению информации о содержании ноутбука Хантера Байдена — статьи New York Post о письмах сына на тот момент будущего президента США. Ссылки на нее отмечались как небезопасные, их передача блокировалась даже через личные сообщения.
По сведениям Тайби, учетная запись пресс-секретаря Белого дома (При президентстве Дональда Трампа) Кейли Макинани была заблокирована за твит об истории с ноутбуком, на что эмоционально отреагировал сотрудник предвыборного штаба Трампа Майк Хан, написавший письмо в администрацию соцсети с требованием немедленно объяснить эту блокировку.
Ответа от администрации также потребовала исполнительный директор по общественной политике Кэролайн Стром. Ей сообщили, что история с ноутбуком была удалена за нарушение политики компании в отношении «взломанных материалов».
По информации журналиста, решение о подобных блокировках статей с описанием скандала было принято «на самом верху», однако экс-гендиректор и создатель Twitter Джек Дорси об этом не знал, пишет Тайбби, ключевую роль в сокрытии играла бывшая глава юридического, политического и трастового отдела в Twitter Виджая Гадде. Дорси, которого выгораживает Тайбби, является другом Илона Маска. В то же время сам Дорси комментировал блокировку еще в 2020 году, подчеркивая, что недопустимость публикации материалов, основанных на взломе, — открытая политика соцсети. То же в переписках говорит и Гадде. Получив претензии о блокировке, она обсуждает с сотрудниками политику компании, отмечая, что «нарушение политики о взломанных материалах» — «не идеальный, но единственный вариант ответа» на критику.
Что не так с «расследованием» Тайбби
Как уже упоминалось, ни один из представленных скриншотов не является копией подлинной переписки — на изображениях скопированный текст с автокоррекцией, строки с адресами электронной почты также вставлены просто текстом.
В «сливе» внутренних сообщений цитируется обыденная переписка. На одном из скриншотов перечислены ссылки на твиты, затем второй участник переписки отвечает «готово». Тайбби утверждает, что это свидетельствует об отработке поступивших требований по удалению контента, однако из скриншота это не следует.
Тайбби часто ссылается в треде на Первую поправку Конституции США, которая гарантирует свободу слова, однако забывает упомянуть, что она защищает права граждан лишь от государства. Поправка не относится к деятельности частных компаний. Сам Байден не был в то время президентом США, а лишь кандидатом, поэтому давлением государства это тоже нельзя назвать. Сам Маск тоже делает упор на Первую поправку, таким образом манипулируя фактами.
В одном из твитов «расследования» Тайбби сам признается, что никакой отработки заказных требований может и не быть, а все дело в том, что статьи о Байдене младшем основаны якобы на взломе, который невозможно подтвердить, и блокировать такие материалы требует ФБР.
«Хотя несколько источников вспомнили, что тем летом слышали об «общем» предупреждении федеральных правоохранительных органов о возможных иностранных взломах, нет никаких доказательств — насколько я знаю — какого-либо участия правительства в истории с ноутбуком. На самом деле, возможно, в этом и заключалась проблема...»
Сам Мэтт Тайбби не является журналистом-расследователем, несмотря на собственные заявления, он автор материалов в издании Rolling Stone, которое специализируется на музыке и поп-культуре. Как отмечает экс-директор Яндекс.Украина Сергей Петренко, Тайбби родился в США, закончил небольшой колледж в штате Нью-Йорк, год при этом проучившись в Ленинградском политехническом институте. После этого он переехал в Ташкент, там работал на фрилансе для новостных агентств, его депортировали за критическую статью о Каримове.
Некоторое время провел в Монголии, а с 1992 по 2002 год проработал в Москве, где среди прочего выпускал таблоид для экспатов на английском The eXile. Вернувшись в США, он работал как фриланс-автор для Playboy, New York Press и как регулярный автор для Rolling Stone. В 2019 году активно защищал Дональда Трампа, утверждая, что источник в его администрации, благодаря которому вскрылись попытки Трампа надавить на Владимира Зеленского и организовать уголовное преследование Хантера Байдена в Украине, не является реальным источником и сравнивал это с аргументацией Джорджа Буша перед войной в Ираке.
Скандал с материалами на ноутбуке сына Джо Байдена
Скандал с ноутбуком Хантера Байдена разгорелся в результате публикации статьи New York Post о найденном в ремонтной мастерской лэптопе Байдена младшего с письмами, которые свидетельствуют о его зарубежных контактах, включая Украину и Китай. Статья была опубликована за несколько недель до президентских выборов 2020 года. В письмах говорилось о том, как Хантер представил украинского энергетического магната Пожарского своему отцу и договорился о встрече. В результате Джо Байдена обвинили в коррупции из-за лоббирования бизнеса сына в Украине, также звучали обвинения, что Хантер Байден «продает доступ» к высокопоставленному отцу.
При этом о блокировке распространения материала открыто заявляла администрация как Twitter, так и Facebook. В октябре 2020 года сообщалось, что Facebook и Twitter приняли решение ограничить доступ к статье в New York Post о контактах бывшего вице-президента США Джо Байдена с украинской компанией Burisma. В материале сообщалось, что что Байден, будучи еще вице-президентом США, благодаря сыну Хантеру, провел встречу с высокопоставленным сотрудником украинской компании Burisma Вадимом Пожарским. Отмечается, что эта встреча произошла меньше чем за год до того, как Байден «надавил на украинские власти», чтобы добиться отставки генпрокурора Украины Виктора Шокина.
Об блокировке доступа к сети заявили в своих аккаунтах представители Facebook и Twitter. Менеджер по связям с общественностью Facebook Энди Стоун заявил, что соцсеть урежет охваты публикации в связи с необходимостью тщательного фактчекинга. При этом Стоун подчеркнул, что подобное решение — часть стандартного процесса по сокращению распространения дезинформации. Основатель Facebook Марк Цукерберг также заявил, что соцсеть ограничила доступ к статье о сыне Джо Байдена во время выборов 2020 года из-за предупреждений ФБР о возможной дезинформации.
В свою очередь, глава Twitter Джек Дорси заявил о нарушении политики соцсети, так как статья в New York Post, по мнению компании, содержит материалы, полученные путем взлома. Дорси уточнил, что речь идет также о публикации номеров телефонов и личных электронных писем. При попытке перейти из Twitter на страницу с материалом компания предупреждает пользователей о том, что «ссылка может быть небезопасной».