Темы расследованийFakespertsПодписаться на Email
Новости

«Медуза»: Трансгендерную женщину хотят отправить воевать в Украину. Чтобы избежать этого, она пытается доказать свой гендерный статус

The Insider

Трансгендерную женщину по имени Аскатла, служащую по контракту в российской армии, могут отправить на войну в Украину. Чтобы избежать этого, она хочет доказать свой гендерный статус и уволиться из армии на основании диагноза «транссексуализм». Об этом пишет «Медуза».

В 2019 году Аскатлу забрали в армию. Отслужив, она заключила контракт с Минобороны, чтобы на заработанные деньги оплатить гормонотерапию. В армии ее травили из-за ее трансгендерности.

Контракт Аскатлы должен был закончиться в марте, но тут объявили частичную мобилизацию. После этого ей и ее сослуживцам заявили, что «никаких увольнений не будет», и начали готовить контрактников к отправке в Украину. Аскатла не хотела воевать с Украиной и решила добиваться увольнения.

Аскатлу положили в психиатрическое отделение военного госпиталя с диагнозом «расстройство адаптации, смешанное расстройство эмоций и поведения». В ее медицинских документах упоминается также диагноз «невротическое расстройство».

Ее юрист Максим Оленичев отметил в разговоре с «Медузой», что оба диагноза предварительные: «Врачи-психиатры [их] либо подтвердят, либо опровергнут, а могут установить иной диагноз». Юрист «ОВД-Инфо» Константин Бойков считает, что формулировка «невротическое расстройство» тоже не внушает уверенности. «Потому что [это] расстройство сегодня есть — а завтра его нет. Полечили — и отправили назад. Очень надеюсь, никто не скажет: „Давай как раз под Херсон ее, на передовой не хватает людей“», — объяснил он.

Молодой человек Аскатлы, Дмитрий Ткачук, — украинец. «Мы просто ищем возможности не оказаться [в будущем] по разные стороны в окопах», — сказал он в интервью «Медузе».

Когда Аскатла узнала, что ее собираются отправить в Украину, она написала матери. «Сказала, что попробует уволиться по здоровью. На что получила ответ: „Только давай чтобы тебя в новостях не показали, пожалуйста. Позорить нас на всю страну не нужно“. Людям страшно, что по телевизору покажут девочку, которая пытается уволиться. Им это страшнее, чем если она погибнет. И это общая какая-то позиция командования, сослуживцев, врачей: пусть лучше она там где-нибудь умрет», — рассказал Ткачук.

Он добавил, что возвращаться в часть после открытого заявления о трансгендерности Аскатле нельзя: «Жизни ей там уже не будет». «Штатный психолог уже передала, что обратной дороги у меня нет. Потому что если раньше обо мне знал только сержантский состав и еще несколько человек, то теперь — абсолютно вся часть», — говорит Аскатла.