Темы расследованийFakespertsПодписаться на еженедельную Email-рассылку
Новости

«Теперь мы, наконец, знаем, что такое отмена русской культуры». Марат Гельман об отмене Московского биеннале

The Insider

Минкульт отменил IX Московскую международную биеннале современного искусства, которая должна была открыться в Новой Третьяковке 7 ноября. Официально выставку, на которой были представлены работы, посвященные «русскому миру», а также картины художниц из Донецка и Луганска, решили не проводить из-за «абсолютного несоответствия уровня целого ряда экспонатов статусу избранной для биеннале площадки». Реальная же причина отмены, вероятно, связана с самоцензурой, рассказал The Insider продюсер и президент Dukley European Art Community Марат Гельман.

Это тот случай, когда минус на минус дает плюс. Было абсолютно ужасное решение делать биеннале с участниками из России. В принципе биеннале во всем мире делается для того, чтобы позвать в свою страну художников из других стран, и даже есть негласное правило, что местных художников должно быть не больше 15%. В этом его смысл, и таким образом публика знакомится с искусством разных стран. Было ошибочное и плохое, хотя и в духе времени, решение сделать куратором Пиотровского. Из анонимного состава кураторов мы знаем только его. Еще одно идиотское решение: так как само биеннале является транснациональным, и язык этого искусства нашим новым патриотам непонятен. Его запретили. Получается, что это решение плохое, то решение плохое — а в результате принято правильное решение вообще не проводить биеннале в Москве.

Попытка власти найти хороших, но провластных художников идет по всем фронтам. С другой стороны, то что делают эти художники, активно не нравится невежественной и военизированной публике из русского мира. Это очень серьезный урок для художественной среды. В целом конформизм никого не спасет, потому что искусство противостоит агрессии на уровне языка, а не на уровне нарратива. Ты можешь придумать какой-то пропутинский и провоенный нарратив, но если ты профессиональный художник, то язык тебя выдаст, они к тебе подойдут и скажут: «На самом деле ты не наш». Им нужен тот, кто «наш». И вопрос в том, найдутся ли они.

Минкульт в данном случае выступил как представитель этой самой публики: посмотрел своими глазами и ужаснулся. Они будут искать не нарратив против Путина, а будут говорить: «Разве это искусство? Это и есть то влияние Запада, против которого мы боремся». Есть интернациональный язык искусства, как белый стих, где нет четких ямбов и хореев, и он не является для них искусством, и с этим они борются. Абстрактное искусство и ЛГБТ — почти тождественные понятия для них.

Мне кажется, что случилось хорошее именно потому, что не нужно это. Еще один мем получил свой символ. Все говорят про отмену российской культуры, и сам термин уже навяз на языке, но что это значит? Где отменяют Шостаковича? И вот, наконец, мы знаем, что есть отмена биеннале. Пока оно было интернациональным, оно было в Москве при любой погоде, и вот Пиотровский решил сделать это биеннале с русскими художниками, и Минкульт это запретил. Теперь мы, наконец, знаем, что такое отмена русской культуры. В каждой шутке есть доля правды, потому что именно в России вымарывают имена режиссеров.

«Золотая маска» объявила своих номинантов, и среди них есть спектакли, поставленные Дмитрием Крымовым, но фамилии его нет. Напротив [титра] «режиссер» написано просто: «Режиссер». На вопрос о том, как же они представляют спектакль без режиссера, они ответили, что на номинацию «Лучшая режиссура» они его не выдвинули. Происходящее сейчас в России и есть то, о чем мечтали все «враги» русской культуры и даже искренние хейтеры, самые ярые поборники запрета русской культуры. Они даже не могли мечтать о таком запрете русской культуры, какой сейчас идет в самой России.